Гендерный аспект в управлении. Реферат: Гендерный аспект управления

Деление человека как биологического вида по половому признаку на мужчин и женщин ясно и понятно всем с дошкольного возраста. Трудности в уяснении вызывает Это понятие можно рассматривать в различных аспектах: социальном, медицинском и политическом.

Прежде чем начать анализ признаков этого явления, следует установить его определение. Гендер - это совокупность социальных ожиданий в отношении поведения, которое рассматривается как соответствующее, подходящее для мужчин и женщин. То есть под ним понимаются определенные роли, стереотипы, которые приписываются обществом половым различиям и связываются с биологическими и физиологическими различиями людей. К примеру, гендерные особенности, приписываемые мужчинам, компетентность, активность, независимость. В то же время женщины характеризуются коммуникабельностью, зависимостью, эмоциональностью, конформностью.


Гендерные особенности в медицине

Подбирая лечение, врач не в последнюю очередь обращает внимание на пол пациента. Так, практически все здоровье женщины, начиная от отсутствия головных болей до нормальной работы кишечника, зависит ее от гормонального фона. Практически любое недомогание пациентки определяет необходимость посещения ею врача-гинеколога. У мужчин же все по-другому. Как правило, у представителей сильного пола стабильный гормональный фон, и если такой пациент плохо себя чувствует, то здесь имеет место заболевание внутренних органов.

Гендерная принадлежность в политическом и социальном аспектах

Можно сказать, что этот подход пронизывает все сферы жизни общества. Так, в профессиональной жизни общества ключевым является гендерный признак.

Это проявляется, прежде всего, в том, что многие люди считают женщин менее интеллектуально развитыми, менее сообразительными, менее работоспособными в сравнении с мужчинами. Поэтому некоторые работодатели оценивают женский труд значительно ниже, чем мужской, что проявляется в размерах Но эти невеселые характеристики прекрасного пола являются ничем иным, как стереотипами. Данные особенности не подтверждены никакими научными исследованиями. Следует отметить, что в таких случаях имеет место дискриминация. Гендерный признак - это тот аспект, который может повлиять и на политику любого государства. В некоторых странах женщинам не предоставлены в полной мере политические права. Они также не могут занимать высшие государственные должности, не допускаются в политику. Чаще всего такое положение женщин в обществе обусловлено традициями. Однако развитые страны идут по пути равенства и строят государство, где никакого влияния не оказывает гендерный признак. Это проявляется, к примеру, в принятии законодательных актов, запрещающих всякую дискриминацию по половому признаку, а именно женщинам предоставляются равные с мужчинами права при принятии решений, на рынке труда и при распределении семейных обязанностей. Общество, построенное на

Реферат

на тему: Гендерный аспект управления

Введение

Необходимость исследования гендерных аспектов управления обусловлена активным проникновением женщин в управление экономикой и появлением новой социальной категории «деловых женщин». Для России гендерные проблемы в экономике, в частности, участие женщин в управлении, достаточно актуальны. В первую очередь, это обусловлено демографическими факторами: на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения, в настоящее время доля женщин составляет примерно 55%, и по ряду причин она будет расти и в будущем.

В ходе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходит социально-психологический аспект, тогда как у мужчин – профессионально-деятельностный. Даже осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины по-разному к ней относятся. В планировании собственной карьеры женщины чаще ориентированы на текущее положение дел, нежели на перспективу развития. Управление – одна из сфер, в которой так называемый патриархат просматривается наиболее зримо и выпукло. Монополизация мужчинами власти – в семье, в организациях, учреждениях и на предприятиях, в обществе – автоматически влекла за собой монополизацию ими функций управления. Тем не менее, в условиях становления рыночной экономики в России значительно расширяется мелкий и средний бизнес, в котором руководителями становятся женщины, стремящиеся всесторонне себя реализовать. Эта тенденция соответствует процессам, происходящим в странах с развитой рыночной экономикой, где женщины возглавляют около 30% малых и средних компаний.

Объектом моего исследования является сфера управления, а предметом – гендерные отношения в управлении. Задачи работы состоят в определении гендерных стереотипов и взаимодействий, стратегий участников гендерных отношений и конкретного содержания гендерных различий в управленческой деятельности. Цель работы заключается во всестороннем рассмотрении и оценке гендерных аспектов управления, а также их характеристика.

1. Мужчины и женщины в деловом мире

1.1 Гендерный стереотип

Под гендерными стереотипами принято понимать схематизированные, нормативные, обобщённые представления о мужских и женских ролях, образах мужественности и женственности согласно общественным ожиданиям. Сфера изучения гендерных стереотипов довольно обширна.

Исследователями гендерной проблематики охватываются всё новые социальные институты, группы, классы людей, коллективы, в которых существование стереотипов обусловливается взаимодействием людей, принадлежащих к противоположным гендерным категориям. Учёные основываются, как правило, на утверждении, что в российском обществе преобладает гендерное неравенство . Чтобы уравновесить положение мужчин и женщин, необходимо полностью изменить все традиционные стереотипы в общественном сознании, но это произойдёт не скоро, потому что большая часть общества продолжает использовать стереотипы прошлого. Тем не менее, в последние годы наблюдается гибкость гендерных норм, ценностей, установок, особенно в поведении и сознании молодого поколения. В связи с этим изучение гендерных стереотипов будет актуально до тех пор, пока общество полностью не преодолеет традиционалистские взгляды на мужчин, женщин и взаимоотношения между ними.

Стериотипизация начинается, как выясняется, ещё с начальной школы, о чём свидетельствует работа Котловой Т.Б., в частности, вывод: «…контент-анализ учебников начальной школы показал, что в их содержании имеются гендерные стереотипы, как один из видов социальных стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном и их иерархии…» . То же самое наблюдается и в сети Интернет. Исследования 749 объявлений на 428 сайтах показали, что гендерные стереотипы в российских ресурсах сети Интернет опираются на концепцию патриархального разделения функций между мужчиной и женщиной в семье, обществе, бизнесе.

Женщине в качестве «естественных» функций отводят материнство, ведение домашнего хозяйства, замужество.

Мужчине приписана публичная сфера деятельности: политика, управление, профессиональный труд.

Нельзя утверждать, что в современном российском обществе все женщины порабощены мужской властью и что все мужчины сильные и компетентные. Как и во всех социальных группах, здесь существуют исключения из стереотипных норм.

СМИ демонстрируют немногочисленные примеры успешности женщин, которые занимают высокое положение в мужских коллективах и имеют устойчивые карьерные позиции, например женщины-лидеры Т. Голикова, В. Матвиенко, Ю. Тимошенко и др. Другой вопрос состоит в том, воспринимаются ли обществом такие женщины в качестве компетентных специалистов, которые способных решать вопросы государственной важности.

Обычным женщинам примеры успешности других женщин стереотипно представляются чем-то недосягаемым, требующим больших физических и волевых усилий, либо сопутствующей мужской поддержки.

Тем не менее, благодаря социальной похожести можно говорить о том, что мужчины и женщины под воздействием окружения или источников массовой информации, имея в себе определённую долю мужественности или женственности, могут приспособиться к той внешней гендерной обстановке и ролевым установкам, которые положительно повлияют на стереотипы в целом и конкретные образы в частности.

1.2 Гендерные отношения

Гендерные отношения, которые складываются между взрослыми мужчинами и женщинами на работе (как внутри пола, так и между полами), в деловом мире обусловлены двумя противоположными тенденциями: продолжающейся явной или скрытой сегрегацией (принудительной изоляцией) и конвергенцией (схождением признаков разных групп). Последняя тенденция является результатом серьёзных изменений, происшедших в обществе, потому что мужчинам и женщинам приходится работать вместе. При этом складываются как враждебные отношения, конкуренция, так и дружеские отношения, нацеленные на сотрудничество представителей разных полов.

На Западе в последнее время появились многочисленные исследования, посвящённые препятствиям, которые женщины вынуждены преодолевать, делая карьеру. Это работы Дж. Ландау, С. Марлоу и коллег, Т. Меламеда и др.

Важной проблемой является дифференцированный подход к оценке труда мужчин и женщин. Независимо от объективных результатов труда женщины во многих странах получают за свою работу более низкую заработную плату; им предоставляется меньше информации, а сроки выполнения заданий ставятся более жёсткие.

Без каких-либо объективных оснований женщинам приписывается недостаточная компетентность, отсутствие логики и притязаний, стремления к продвижению по службе. Чтобы стать лидером, женщине приходится преодолевать больше препятствий, нежели мужчине. По выражению американских специалистов для женщины путь к власти связан с преодолением многочисленных препятствий, а для мужчины – с реализацией многочисленных возможностей.

Большее распространение получила теория «стеклянного потолка», под которым понимается невидимая, но реальная преграда, на которую наталкивается женщина-лидер, пытающаяся достичь успеха. Для мужчин такой преграды не существует. С ней трудно бороться, потому что она невидима. Как выяснилось в исследованиях, этот феномен действительно имеет место. Даже в лабораторных условиях женщины-лидеры сталкиваются с трудностями. Группа не признает их в качестве лидеров, а мужчины даже противоборствуют этим женщинам. В реальных условиях женщины-менеджеры сталкиваются с большими препятствиями для служебного роста, чем мужчины .

Третья гипотеза принадлежит Г. Штайнсу и именуется теорией «звёздной болезни». Под «звёздной болезнью» понимается явление, когда женщины-менеджеры склонны считать ситуацию с женским лидерством благополучной и не помогают другим претенденткам. Такое жёсткое отношение к представителям своего пола сейчас именуют также «реверсивным гендерным стереотипом»: вопреки ожиданиям, предубеждения против женщин демонстрируют не мужчины, а сами женщины.

1.3 Стратегии женщин в деловой сфере

Как ведут себя женщины в ситуациях дискриминации: в оплате труда, при найме на работу, при сокращении персонала, при продвижении в должности, в повышении квалификации, в управлении? Они прибегают к защитным стратегиям. Вот примеры такого менеджмента:

1) «сверхфункционирование на работе», то есть женщины проводят на рабочем месте больше времени, чем мужчины, доказывая, что они хорошие специалисты;

2) «фемининный стиль»: использование специфически женских способов деловых переговоров с мужчинами, например, кокетство, флирт, лесть, принижение своих способностей, чтобы заставить мужчин работать, скажем, намекают коллегам-мужчинам, что сами не справятся, что только данный мужчина способен решить эту задачу;

3) «работа за сценой»: женщины чаше мужчин делают работу, которая не оплачивается: улаживают конфликты, занимаются эмоциональными проблемами, проводят дополнительные мероприятия;

4) «материнские способности»: по отношению к коллегам-мужчинам (особенно с высоким должностным статусом) женщина выступает в роли заботливой матери, то есть внимательно выслушивает их проблемы, заботится о них и в итоге добивается укрепления своего влияния в организации;

5) применение «маски»: женщины скрывают свою эмоциональную и личную жизнь, избегают говорить о детях, чтобы не заработать ярлык менее эффективных сотрудников (к этой стратегии особенно часто прибегают женщины, которые думают о карьере руководителя).

Такое поведение выгодно для организации, которая эксплуатирует альтруистический потенциал женщин, но может представлять угрозу психическому здоровью женщин.

Есть ещё одна стратегия для женщин в трудных условиях делового мира: впечатляющий менеджмент способ повлиять на других людей, сформировать у них впечатление о себе с помощью слов, действий и взглядов.

Очевидно, что и гендерный менеджмент и инграциация являются приёмами манипулирования окружающими, но это защитные стратегии, которые порождаются неблагоприятными условиями, сложившимися в деловом мире, в том числе для женщин.

Таким образом, в деловом мире взрослых людей, наряду с конвергенцией полов, продолжает существовать половая сегрегация (в скрытом или явном виде) либо её последствия в виде конфронтации полов. Современная законодательная база в целом дискриминационна по отношению к женщине. Одна из причин такого положения – низкая представленность женщин во властных структурах всех уровней . Наибольшее влияние законодательного неравенства мужчин и женщин отмечается в двух сферах: на рынке труда, в сфере политики и управления.

2. Гендерные аспекты в управленческой деятельности

2.1 Особенности карьерного роста

Отечественный психолог А.Е. Чирикова приводит сравнительную характеристику деловых и личных качеств российских мужчин и женщин .

У женщин первые позиции (в порядке убывания по значимости) занимают следующие качества и умения:

· умение идти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывая позиции других сторон;

· постоянная готовность к изменениям, нововведениям;

· способность быстро делать выбор;

· трезвое отношение к новшествам, здоровый консерватизм;

· умение противостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию;

· умение жить сегодняшним днем, «здесь и сейчас»;

У мужчин отмечены следующие ведущие качества и умения:

· постоянная готовность к изменениям, к нововведениям;

· умение при необходимости навязывать свою позицию;

· умение чувствовать себя свободным и извлекать выгоду в рамках принятых ограничений и правил;

· умение эффективно использовать способности и умения других людей;

· умение использовать чужие идеи для реализации своих целей;

· умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска;

· умение производить впечатление, налаживать и поддерживать отношения с другими людьми;

· уверенность в себе и своей миссии;

· умение противостоять давлению, отстаивая свою позицию.

Мужчины в бизнесе доминируют, потому что больше демонстрируют умения действовать в ситуации неопределённости и угрозы риска, эффективно использовать других людей. Женщины преуспевают благодаря способности достигать компромисса, уверенности в себе, гибкому поведению в различных ситуациях.

Существуют и различия в мотивации между мужчинами и женщинами. Как показывают исследования, для женщин характерна большая дифференциация мотивов, а для мужчин – стремление к реализации более высоких потребностей. Сложности удовлетворения потребности в самореализации у женщин ведут к частым внутренним разочарованиям и, как следствие, к невыходам на работу по болезни и другим уважительным причинам. Это связано с противоречивым стремлением женщин к успешности и в профессиональной, и семейной сфере.

Опросы женщин показывают, что в профессиональном самоопределении их в первую очередь привлекают возможность общения, социального взаимодействия, отношения, складывающиеся в организации. Личные, комфортные отношения на работе могут компенсировать неудовлетворённость заработной платой или неблагополучными семейными отношениями. Возможно, что, по крайней мере, для части женщин межличностные отношения на работе особенно значимы потому, что помогают им в определении своей профессиональной Я-концепции. Кроме того, социальная поддержка на работе связана с меньшим процентом депрессий и физических недомоганий у женщин.

На втором месте по значимости стоит материальная оплата труда и лишь на третьем - интерес к содержанию профессиональной деятельности.

Среди различных ориентиров выбора карьеры мужчины чаще стремятся к предпринимательской активности, менеджменту, соревновательности, испытывают потребность создавать новый продукт, услугу или организацию. Женщины в работе чаще ориентированы на независимость, стабильность, безопасность, профессиональную компетентность. Важным мотивом выбора работы для женщин являются условия труда, санитарно-гигиенические характеристики деятельности, организация работы.

Успешность женщины во многом зависит от наличия у неё наставника. Проблема заключается в том, что не так уж много женщин занимают положение, позволяющее им руководить, давать советы или оказывать покровительство молодым женщинам по месту работы. Когда же роль наставника женщины берёт на себя мужчина, отношения между ними могут быть нарушены, например, влечением друг к другу. Исследования Д. Левинсона показали, что в противоположность мужчинам женщины дольше находятся в периоде ученичества и продолжают числиться новичками вплоть до достижения ими среднего возраста.

В оценке собственного труда женщина в существенной мере ориентирована на похвалу или негативную оценку со стороны других участников деятельности. Не менее важной по сравнению с оценкой профессиональной компетентности для женщин является оценка их личных качеств , в том числе физических достоинств и недостатков. Для мужчин определяющей становится оценка их профессиональной деятельности.

Стремление к профессиональному успеху у многих женщин носит противоречивый характер, получивший название «конфликта боязни успеха» . Профессиональный успех зачастую вызывает у женщин тревогу, сомнения в собственной женственности и способности реализовывать роли матери и жены. Культурные традиции, как правило, усиливают эту тревогу, формируя взаимоисключающий выбор женщины по отношению к работе и семье. Отсутствие внешнего давления в традиционно женских профессиях приводит к резкому снижению страха успеха.

2.2 Гендерные аспекты практики управления

В управленческой практике гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенности межличностных отношений с учётом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта. Различные исследования по сравнению деловых и психологических качеств женщины и мужчины показали, что по ряду исследуемых параметров есть определённые отличия. Вместе с тем, в серьёзных научных экспериментах не нашли подтверждения некоторые мнения о различиях в умственных возможностях, способностях к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов. В результате были обоснованы выводы, что женщины обладают качествами, которые определяют их весьма благоприятные возможности для эффективной управленческой деятельности . В общем виде они представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Гендерные отличия в управленческой деятельности

Характеристики Мужчины Женщины
Способ преодоления препятствий Интеллект, сила Хитрость, ловкость
Ориентированность на проблемы Перспективная Текущая
Потребность в эмоциональных стимулах Пониженная Повышенная
Основа решений Рассудительность Чувственность
Характер Замкнутый Открытый
Отношение к внешнему миру Реалистичное Идеализированное
Поведение Сдержанное Эмоциональное
Преобладающий тип мышления Совестно-логический Нагладно-действенный
Объект внимания Содержание Форма
Наблюдательность и точность Пониженные Повышенные
Ориентированность Деловая Личная
Отношение к другим Прямолинейное Гибкое
Действие словесного поощрения Расслабляющее Возбуждающее
Реакция на критику Агрессивная Спокойная

Анализ данных показывает, что по некоторым параметрам женщины обладают даже не «благоприятными возможностями», а явными преимуществами для успешного осуществления функций управления.

Вместе с тем существуют попытки представить деятельность женщины-руководителя в упрощённом виде как использование одной из двух противоположных друг другу моделей управления – «железная леди» и «старшая сестра».

«Железная леди» холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе. Она в совершенстве владеет закулисными приёмами, признаёт дискуссии и обмен мнениями как неэффективные средства. Она строга и требовательна к подчинённым, в системе мотивации опирается на наказания, от подчинённых требует дисциплины и уступчивости, ценит в них главным образом, профессиональные способности. Напротив, «старшая сестра» опирается на коллективные формы принятия решений, поощряет дискуссии и полемику. Будучи сама неординарной личностью, предпочитает, чтобы рядом с ней работали такие же сильные коллеги. Благосклонна к подчинённым, ожидает от них полной отдачи. Она ценит в своих сотрудниках чувство единой команды. Для «старшей сестры» важны не только профессиональные, но и моральные, психологические качества работников. Не приемлет интриг, развивает гласность, конструктивную критику. В системе мотивации делает упор на вознаграждения, поощряет новаторство и творческий подход к делу.

Разумеется, эти два типа женщины-руководителя являются противоположными и в практике управления дают различные сочетания, что позволяет сделать вывод о многообразии и особенностях подходов к управлению женщин-менеджеров.

В сравнении у женщин и мужчин часто различаются стили осуществления одной и той же деятельности, в том числе и управленческой. Женщины чаще, чем мужчины, склонны использовать демократический стиль руководства. Женщины-менеджеры ориентированы на группу, они характеризуются контактностью, умением общаться, делегировать полномочия. Женщина-лидер умеет мотивировать подчинённых на сверхдостижения, формировать у работников профессиональное самоуважение. Мужчины-руководители чаще используют авторитарную стратегию, опору на власть, директивность, контроль.

Одним из проявлений дифференциации в стилях управления является различие в характере лидерства среди мужчин и женщин. Исследования показывают, что мужчины чаще используют деловую модель лидерства (стремление к власти, доминирование, формирование целей, стратегическое развитие), а женщины – социальную (направленность на общение, взаимодействие, урегулирование межличностных отношений).

В ряде исследований лидерства было выявлено, что роль лидера традиционно воспринимается как маскулинная. Поэтому в отношении женщины-лидера изначально формируется ситуация ролевого несовпадения, формирующего внутренний и внешний конфликт. Смягчить подобный конфликт удаётся женщинам, применяющим стиль лидерства, ориентированный на развитие взаимоотношений, а не на решение задачи.

В психологии менеджмента сформировалось несколько точек зрения на причины гендерных предубеждений.

Люди в организациях предъявляют к лидерам разного пола разные требования, и в отношении женщин эти требования выше. Чтобы получить руководящую должность, женщина должна продемонстрировать большую компетентность.

Другая точка зрения объясняет гендерные предрассудки в менеджменте тем, что из-за малочисленности в управленческой среде женщины более заметны, их характеристики преувеличиваются, они воспринимаются стереотипно. А женщина – кандидат на руководящий пост оценивается на основании быстро сформировавшихся личностных, ситуационных, ролевых стереотипов обработки информации. Психологи Н. Райджер и К. Гэллиган, изучив данные опросов женщин-управленцев, предположили, что манера поведения и результаты работы «символических женщин» критично анализируются и могут оцениваться по более высоким мерам, чем те, которые существуют для мужчин. Аналогичным образом женщины-руководительницы могут испытывать в своей работе сильное давление, находясь под прессом завышенных ожиданий со стороны организационного окружения.

Психоаналитический подход к женскому лидерству оценивает его как проявление женской ущербности и зависти к мужчине, стремление преодолеть комплекс неполноценности.

Ряд исследователей считают, что основой успешного лидерства является умение устанавливать тесные позитивные отношения с другими людьми. Эти отношения складываются на почве сходства (уподобления) членов группы друг с другом. В этом, с их точки зрения, кроется проблема гендерных различий. Женщине в мужском коллективе трудно установить положительные отношения и добиться лидерства, на первое место в этом случае выходят совсем не деловые качества.

Однако существуют и противоположные данные, показывающие, что женщины-руководители меньше подвержены «срывам», с ними продуктивнее решаются разнообразные спорные вопросы, они внимательнее относятся к подчинённым. При этом женщин-руководителей отличают выраженная доминантность, эмоциональная устойчивость, социальная смелость и стремление к самореализации, умение устанавливать высокие деловые отношения.

Таким образом, можно констатировать, что, в сущности, гендерные различия заведомо уступают индивидуальным. В ходе многочисленных исследований выяснилось, что у мужчин и женщин гораздо больше схожих качеств, чем отличий. Более того, многие из действительно существующих различий поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий. По мере развития общества традиционная картина начинает размываться, но скрытая дискриминация женщин.

Заключение

В заключение можно сделать следующий вывод: при выборе стиля руководства и женщины, и мужчины демонстрируют достаточно разные модели деловых стратегий, которые опираются не на полоролевые особенности, а на требования эффективности. При этом необходим поиск моделей сочетания мужского и женского типов лидерства в управлении фирмой.

Сопоставление данных, полученных при анализе эффективности руководства, осуществляемого мужчинами и женщинами, позволяет утверждать, что при сравнении успешности мужчина более «эффективен» при постановке целей организации и по параметру лидерских качеств.

С другой стороны, женщина «эффективнее» в сфере мотивации персонала, коммуникации и при принятии решений – она с большей пользой использует знания и потенциал сотрудников для анализа альтернатив. Что касается контроля, то мужчины и женщины реализуют его одинаково успешно. Вывод напрашивается однозначный: потенциалы преимуществ мужчин и женщин-руководителей дополняют друг друга.

Оптимальная, с точки зрения эффективности, демографическая структура организации предусматривает одинаковое количество женщин и мужчин на всех уровнях управления.

И все же, структура современного общества до сих пор патриархальна: высокооплачиваемой и престижной работой, как правило, занимаются мужчины. Статистика свидетельствует, что за одинаковую с мужчиной работу женщина получает меньше, причём не только в России, но и в большинстве других стран мира.

Доступ к профессиональным занятиям и карьере, возросший для женщин по сравнению с началом XX века, пока ещё имеет количественное измерение и зачастую не приводит к необходимым качественным сдвигам. Речь идёт не столько о завоевании статусных позиций в иерархических структурах управления производством, сколько о существенном изменении самого его характера. В то же время домашним хозяйством занимается, как правило, женщина, что означает двойную нагрузку.

Список литературы

1. Бендас Т.В. Гендарная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с.

2. Бурганова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 153 с.

3. Гендерная психология. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.

4. Чернышев В.Н, Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, 1997. – 568 с.

5. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы. – М.: Изд. Института социологии РАН, 1998. – 358 с.

6. Котлова Т.Б., Смирнова А.В. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы // Женщина в российском обществе, 2001, № 3-4. С. 53-61.

7. Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления //Социологические исследования, 2002, № 11. С 135-142.

8. Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента – фактор повышения эффективности управления //Менеджмент в России и за рубежом, 2001, №2.

9. Шилова Т.А. Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет //Женщина в российском обществе, 2004, № 1-2. С. 34-42.

10. Шумкова М. А. Методологические подходы к исследованию гендерных стереотипов //Вестник Удмуртского университета, 2009, № 3-1. С. 107-116.

11. Авдулова Т.П. Гендерные аспекты управленческой деятельности. – [Электронный ресурс]: статья, Центр дистанционного образования «Элитариум», 2010. URL: http://www.elitarium.ru (дата посещения 03.11.10).

В.В. Каранова

Наибольшее развитие гендерный аспект получил в зарубежных общественных науках, где категория «gender» была введена в понятийный аппарат науки в начале 70-х гг. XX в. американским психоаналитиком Р. Столлером [Чекалина, 2006, с. 12]. Гендер — это одна из базовых характеристик личности, обусловливающих биологическое, психологическое и социальное развитие человека [Майерс, 1997, с. 24]. Многокомпонентная структура гендера определяется 4 группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность. Биологическая категория гендера — термин «пол» [Берн, 2002, с. 5] описывает анатомические, гормональные и физиологические особенности мужчин и женщин. Гендер также является важнейшей социальной категорией, с помощью которой мы обрабатываем информацию об окружающих нас людях, выстраивая особые когнитивные структуры или схемы. Эти схемы влияют на то, как происходит восприятие, хранение и воспроизведение поступающей внешней информации. Обычно мы имеем наготове когнитивные категории для большинства социальных ситуаций. Эти схемы влияют на то, как происходит восприятие, хранение и воспроизведение поступающей внешней информации. Обычно мы имеем наготове когнитивные категории для большинства социальных ситуаций, для людей, которые нам знакомы (личностные схемы), и для социальных групп, идентифицируемых на основе гендера, этнической принадлежности и рода деятельности (ролевые схемы). В настоящее время стереотипы рассматриваются многими социальными психологами как когнитивные категории (схемы) социальных групп. Стереотипы — это широкораспространенные мнения о том, что члены идентифицируемых групп похожи друг на друга, разрабатывающие схемы при восприятии этих групп [ Бендас, 2006, с.33 ]. Переменная « пол» используется в качестве дискриминационных параметров для группирования информации об окружающих нас людях и управления ею.

Социальные исследования гендера (Хоффман, Херст, Мартин и др.) позволяют нам сделать вывод о том, что большинство стереотипных гендерных различий слишком незначительны, чтобы ожидать их регулярного проявления. По мнению Ш. Берн, группы гендерных стереотипов можно разделить на представления о маскулинности — фемининности; о распределении семейных и социальных ролей между мужчинами и женщинами; о специфике содержания труда.

Следует также сказать о принятых в социуме гендерных нормах — основных правил, определяющих поведение человека в обществе. Гендерные нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила. Впоследствии эти правила поддерживаются с помощью социальных и культурных механизмов. Существуют две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным нормам, — это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» [Берн, 2002, с. 35] описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, чтобы общество не отвергло его [Берн, 2002, с.35]. «Информационное давление» [Там же с. 38] вызвано тем, что, расширяя наши знания о себе и мире, человек в большей степени опирается не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Чтобы определить, что именно является правильным, он старается разузнать, что правильным считают другие. Ш. Берн считает, что здесь педагогам и психологам могут помочь так называемые кросскультурные исследования. Они позволяют глубже изучить роль, которую играет культура в создании и поддержании гендера и гендерных различий. Таким образом, на стыке межкультурных различий можно выяснить, какие черты гендера определяются биологическими характеристиками, а какие культурными. Кросскультурные изыскания — относительно новая область психологического исследования гендера.

Гендерная идентичность — аспект самосознания, описывающий переживания человеком себя как представителя определенного пола [Чекалина, 2006, с. 12]. Исследования по возрастной динамике половой идентичности свидетельствуют о наличии двух кризисов в ее развитии: первый приходится на 3—5 лет, а второй — на подростковый возраст (А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон и др.). Поэтому исследователи Е. Маккоби и К. Джеклин — рекомендуют сознательно создаватъ для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых одним гендером (например, девочки могут играть в футбол, мальчики — в «классики») [Загуменов, 2007, с. 74]. Это необходимо, потому что пространственные и математические навыки, а также эмпатия являются желательными для обладания качествами, не зависящими от гендера, и педагоги должны способствовать развитию этих умений.

В отношении гендера, как и других социальных типов культуры, можно говорить о гендерной социализации индивидов. Она осуществляется в социальных институтах общества через подражание, усвоение, совместную деятельность. Гендерная социализация — это процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет [Клецина, 1998, c. 18]. Гендерная социализация может происходить повседневно в семье, образовательных, культурных и религиозных учреждениях, трудовых коллективах, возрастной среде и др., в том числе при значительном влиянии государства и средств массовой информации. В исследованиях Мишел раскрыты основные механизмы, осуществляющие гендерную социализацию [Майерс, 1997, с. 46]:

1. Дифференциальное усиление, т. Е. когда приемлемое гендерно-ролевое поведение вознаграждается, а неприемлемое — наказывается (определенные модели поведения, интересы).

2. Дифференциальное подражание — это процесс социализации, в ходе которого человек выбирает ролевые модели, соответствующие ему с точки зрения общепринятых норм и подражает их поведению. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация — это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства окружающей среды и новый опыт. Для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью.

Особенно большое влияние на гендерно-ролевую социализацию оказывает образовательный процесс.

В образовании гендерный подход — методологическая основа учета фактора пола в учебно-воспитательном процессе [Клецина, 1998, с. 28]. Реализуется через соблюдение принципа «разные, но равноправные», означающего несводимость реального многообразия мальчиков/девочек к единообразию типологий мужское/женское; признание неустранимости и ценности индивидуальности. Социология образования с середины XX в. накопила разнообразные материалы эмпирических исследований гендерных аспектов. В числе основных гендерных аспектов анализа оказываются:

Феминизация ее низовых уровней (численное преобладание женщин, особенно на низкооплачиваемых позициях);

Гендерное содержание образования (анализ учебных программ и текстов в плане гендерного равенства);

Гендерные аспекты коммуникаций (дифференциация стилей общения и преподавания в связи с полом участников) [Луковицкая, 2005, с. 21].

Феминизация персонала учреждений образования проявилась в России во второй половине XX в. В гендерном анализе содержания образования выделяются несколько направлений, в том числе:

Под влиянием господствующих в обществе гендерных стереотипов учебные планы долго формировались так, что девочек обучали в школах и детских садах ведению домашнего хозяйства, шитью, вязанию, парикмахерскому делу. Мальчиков — деревообработке, радиотехнике, конструированию и т. д. Девочке могли отказать в обучении по специальности токаря, а мальчику — в посещении кружка вышивания только по признаку пола. Так, школа, по сути, навязывала молодежи гендерные стереотипы. «Скрытая» гендерная программа образования выражается в системе гендерных ценностей, норм и идей, сведений о надлежащем поведении для мужчины и женщины. Эти сведения могут быть не всегда явно выражены в содержании предметов, но мальчики и девочки получают их из социального контекста образования: его содержательных материалов, процессов, организации. «Скрытый» учебный план может проявляться в гендерном содержании и контексте учебных текстов (где могут отображаться и закрепляться несправедливые гендерные стереотипы, выработанные в обществе) и в преобладающих стилях преподавания и устойчивых моделях поведения персонала. Некоторые предметы и дисциплины идентифицируются у студентов и школьников с полом преподавателя. Тем самым, может психологически программироваться выбор профессии в зависимости от пола (например, физико-математический блок для мальчиков, филологический и естественнонаучный для девочек). «Скрытый» учебный план может присутствовать и в содержании предметов. Например, при анализе российских учебников начальных классов нами было подтверждено, что общее количество изображений лиц мужского пола превышает количество изображений лиц женского почти в 2 раза (подобная дифференциация может вести к формированию у молодежи гендерных стереотипов).

В исследованиях Е.Г. Луковицкой обозначены следующие тенденции влияния учителей на гендерную социализацию детей: педагоги уделяют мальчикам больше внимания и в среднем на 20 % больше учебного времени, чем девочкам; учителя ожидают от мальчиков более высоких результатов, чем от девочек, и выше оценивают учебу мальчиков; мальчиков хвалят чаще, чем девочек [Луковицкая, 2005, с. 68].

Таким образом, в системе образования складывается ситуация, при которой учащиеся систематически могут приходить к выводу, что именно мужчины играют ведущую роль в обществе; ограничиваются знания учащихся о вкладе женщин в культуру и о традиционно женских сферах жизни; педагоги в большей степени поощряют мальчиков на достижения, тогда как девочек — на заучивание моделей поведения, далеких от лидерства и управления.

Для того чтобы перейти к более конструктивному взаимодействию двух полов, важно у детей развивать способность видеть в другом именно другого человека с иными мировоззрением, логикой мышления, культурой, чувствами и уважать их; умение смотреть и оценивать мир с двух противоположных сторон; гибкость в поведении, базирующуюся на уважении, гуманном отношении и здравом смысле; формировать ответственность в отношениях друг с другом. Начать следует с воспитания самих учителей, воспитателей и студентов. Необходимо внести изучение предметов с гендерной направленностью (гендерная психология, гендерная социология, социогендерные отношения и т. д.), т. е. организовать гендерное образование педагогических работников, ориентированное на освоение основ гендерной концепции и проявление закономерностей гендерных отношений полов в обществе, привитие культурной толерантности. Плюс ко всему развернуть гендерное просвещение, связанное с популяризацией гендерных исследований относительно причин и механизмов воспроизведения социокультурного неравенства женщин и мужчин в обществе, распространением идей гендерного равноправия и гендерных знаний как современной гуманитарной теории среди разных слоев населения.

Библиографический список

1. Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. — СПб., 2006.

2. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2002.

3. Загуменов С.Н. Гендерные аспекты совместного обучения // Вестник Московского госуниверситета культуры и искусства. — 2007. — № 6. — С. 74—80.

4. Клецина И.C. Гендерная социализация: учеб. пособие. — СПб., 1998.

5. Луковицкая Е.Г. Образование и гендер // Образование и общество. — 2005. — № 1. — С. 64—68.

7. Чекалина А.А. Гендерная психология: учеб. пособие. — М., 2006.

Вопрос о женском лидерстве притягивает к себе внимание многих исследователей в области психологии управления, экономики, социологии и политологии. Одним из наиболее актуальных вопросов современной психологии управления являются гендерные различия в управленческой практике. Гендерные аспекты охватывают особенности различных подходов к руководству коллективом и личностью, особенности межличностных отношений с учетом мужской и женской психики и характерных черт интеллекта.

Исследование гендерных аспектов управления обусловлено активным проникновением женщин в управление экономикой, а также появлением такой социальной категории, как «деловые женщины».

Востребованность и интерес к данной проблематике породили множество диаметрально противоположных взглядов, концепций и исследований, в частности две основные позиции по вопросу гендерных различий в менеджменте. Одни исследователи убеждены в существовании особого, присущего только женщинам способа принятия решений в экономике и политике, стиля управления, ценностей. Сторонники же второй позиции не выводят таких различий исходя из гендерной типизации.

Положение женщины в обществе зависит от принятых в данной среде полоролевых стереотипов поведения, от традиционных для данного социума культурных, психологических и социальных стандартов. В нашей стране принято различать традиционно мужские и женские роли - профессии, должности, сферы деятельности. Однако это деление, как правило, носит традиционно-бытовой, а не научно обоснованный характер, поскольку в большинстве случаев никак не связано с особенностями женской психики и интеллекта.

Конечно, определенные ограничения могут регламентировать области женского участия, но они далеко не всегда имеют объективную основу. Различные публикации, посвященные вопросам гендерного менеджмента, свидетельствуют о том, что кардинальных различий между мужчинами и женщинами с точки зрения эффективности руководства нет, однако выявляют ситуационную специфику его проявлений - в одних ситуациях и ролях более эффективны мужчины, в других - женщины. Так, Мельник А.С. в своей работе «Карьера руководителя в современных российских условиях: гендерный аспект» отмечает, что сегодня в России женщины составляют 48% всех занятых. Автор говорит о том, что в общественном сознании россиян весьма распространено представление о незаинтересованности женщин в завоевании высших позиций в иерархии российских предприятий и, более того, об их меньших, по сравнению с мужчинами, способностях к руководящей деятельности.

Становление рыночных отношений в России способствовало смягчению консервативных установок относительно многих сфер жизнедеятельности, однако отношения в сфере управления, как никакие другие, остаются под влиянием социальной и культурной инерции, патриархальных стереотипов.

Различные исследования по сравнению деловых и психологических качеств женщины и мужчины показали, что по ряду анализируемых параметров есть определенные отличия. Вместе с тем, в серьезных научных экспериментах не нашли подтверждения некоторые мнения о различиях в умственных возможностях, способностях к обучению, качествах характера и темперамента у представителей обоих полов. В результате были сделаны выводы, что женщины обладают качествами, которые определяют их весьма благоприятные возможности для эффективной управленческой деятельности.

Изменение отношения общества к проблеме гендерного равенства - это долгий и трудный процесс. Эффективные преобразования в российской экономике немыслимы без использования женского потенциала, в том числе для повышения эффективности и качества менеджмента. Усилия по обеспечению равноправия и равных возможностей для мужчин и женщин должны быть неотделимы от социальных преобразований в целом. Вовлечение в сферу управления должно осуществляться на принципах равноправия, с учетом профессиональных качеств и способностей, а не половой принадлежности человека.

Общество всегда волновала проблема гендера (прим. термин «гендер» в отличие от других схожих понятий более точно может быть интерпретирован как «социальный пол», то есть обращается внимание не на биологические различия между полами, а на социальные). Веками складывались и выстраивались типичные, стандартизированные представления о понятиях «мужское» и «женское», об образах и ролях, присущих тому или иному полу. Эти стереотипы распространяются на всех представителей гендера независимо от индивидуальных особенностей, возраста или происхождения. Они затрагивают не только черты личности, но и особенности поведения, в том числе, что актуально в контексте данной работы, особенности принятия управленческих решений.

Исключительная патриархальность современного общества плавно уходит в прошлое. Новая тенденция в управлении ведет к постепенному закреплению женщин на местах крупных руководителей. Активная интеграция женской и мужской моделей поведения в бизнесе создает предпосылки и формирует осознанную необходимость изучения гендерных особенностей поведения личности в управленческой деятельности и организационно-методические аспекты менеджмента в зависимости от пола управленца.

От влияния личностного фактора ключевым образом зависит выбор управленческого решения. Поэтому для обеспечения эффективности работы любой организации необходимо именно его исследовать максимально полно.

Исходя из этого целью работы является исследование гендерных аспектов менеджмента и изучение взаимосвязи особенностей управленческой деятельности и стиля руководства от гендерной типизации в целях повышения эффективности управления.

Объектом исследования – управленческие теории и управленческие отношения, возникающие в ходе координации и субординации общественных связей.

Предметом исследования – гендерный аспект данных отношений; принципы, которым следуют руководители в процессе принятия решений и методы, используемые в управлении в зависимости от гендера.

Теоретической основой работы являются учебная и научная литература, исследования российских и зарубежных авторов, посвященные соответствующей проблематике.

Аналитическо-информационный базой послужили официальные статистические данные, аналитические обзоры крупных отечественных и иностранных компаний.

Современный менеджмент давно покинул сферу очевидного. Обществу необходимы новые, неожиданные решения для эффективного руководства. Существующая теория управления нуждается в переосмыслении и качественной переоценке. Поэтому актуальность выявления и анализа гендерных аспектов менеджмента сегодня приобретает новый уровень. Во многом это обусловлено активным проникновением женщин в системы управления и формированием отдельной социальной группы в лице «Business-women», что особенно заметно на примере развитых стран. Также бурное развитие такого направления экономической науки, как гендерная экономика, делает необходимым пересмотр управленческих теорий. Значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений ведет к постепенному слому существующих гендерных стереотипов и представлений. Американские экономисты Р. Петерсон и К. Вермейер назвали этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе» .

Динамичное проникновение женщин в управление экономикой отчетливо видно на примере США. В России же в 2002 году процентное соотношение женского к мужскому населению составляло 53,4% к 46,6%. Восемь лет спустя, согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, картина слабо изменилась: 53,7% к 46,3%. Таким образом, женщин в России больше примерно на 10 млн, чем мужчин.

Представленные данные еще раз подтверждают увеличение числа женщин, участвующих в экономической и политической жизни, что в процессе сопоставления в ситуацией на сегодняшний день, позволяет рассчитывать на дальнейшее сдвиги в том же направлении.

Положение женщин в экономический жизни России можно считать полу-устойчивым. Количество работающих женщин в России ненамного отличается от количества работающих мужчин. Это означает, что вклад женского труда в производство значителен. Гендерные же различия в оплате труда объясняются неравномерным распределением мужчин и женщин по предприятиям различных видов экономической деятельности .

Сложившаяся демографическая ситуация, анализ занятости женщин и их вовлеченности в образовательный процесс в целом дает основание предполагать все большее возрастание женского компонента в экономике, и также конкретно, в сфере менеджмента. Можно с уверенностью сказать, что соотношение количества мужчин и женщин на управленческих должностях стремительно изменяется и все больше женщин оказывается вовлеченными в предпринимательскую активность. При этом стоит отметить, что осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины относятся к ней по-разному. Первые относятся к карьере как к престижной должности, вторые же чаще воспринимают ее как способ самореализации.

Женское лидерство как активно развивающая часть системы менеджмента притягивает к себе внимание многих исследователей в области психологии управления, экономики, социологии и политологии. Существует большое количество противоположных взглядов, концепций и исследований. При анализе учебной и научной литературы были выявлены две основные позиции по вопросу гендерных различий в системе управления. Одна из них заключается в твердой уверенности наличия так называемого особого, присущего только женщинам способа принятия решений, исключительного стиля лидерства и свойственной ему системы ценностей. Вторая же исключает различия на основе гендерной типизации, что на сегодняшний день представляется не совсем точным. Следует понимать, что они все же существуют.

Не смотря на слабое различие между мужчинами и женщинами с точки зрения эффективности руководства, не стоит забывать о проявления его ситуационной специфики, где в одной роли и ситуации мужчина является более эффективен, в другой – женщина . Отличия в управленческой деятельности, выявленные в ходе работы с учебной, научной литературой и современными публикациями в зависимости от гендера представлены ниже.

Таблица 1 – Гендерные отличия в управленческой деятельности (психологические различия между мужчинами и женщинами).

Некоторые параметры данной таблицы дают ясное представление от том, что женщины в ряде случаев обладают отличительными преимуществами для успешного осуществления функций управления. Если мужчины-руководители чаще всего используют агрессивный подход в процессе управления организацией, подчиняя себе коллектив, и выступают основными явными лидерами, единолично сосредотачивая властные полномочия; то женщины более склонны к социальному партнерству, они стремятся к профессиональному развитию и повышению самооценки работников, разделяя власть.

Также не стоит упускать такую важную отличительную черту, как «ситуативность» женского менеджмента. В отличии от мужчины, женщина-руководитель эффективным образом реализует не только стратегии выживания, но и стратегии развития организации. Она склонна к осторожному выстраиванию более сложных отношений коллегами и партнерами, избегая при этом ненадежных соглашений и рискованных сделок . Также имеет место прямая зависимость между финансовой и организационной эффективностью компаний и присутствием женщин в топ-менеджменте. Из анализа результатов исследования, основанного на двух крупномасштабных опросах, которое было проведенно ведущей международной компанией McKinsey & Company, где первый оценивал влияние женщин-руководителей на эффективность организационной модели фирмы, а второй определял, есть ли корреляция между наличием в компании женщин - топ-менеджеров и ее финансовыми результатами, следует вывод о том, что присутствие женщин на руководящих постах положительно влияет на работу компании .

Для более подробного изучения взаимосвязи особенностей управленческой деятельности и стиля руководства от гендерной типизации в целях повышения эффективности управления проведено разностороннее исследование, в котором было опрошено порядка 30 менеджеров среднего и высшего звена двух коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Саратовской области. Возраст участников от 23 до 48 лет. Исследование включало в себя анкетирование и опрос по вопросам специфики управленческой деятельности, расстановки кадров на местах и степени лояльности политики организации относительно гендерного разнообразия на руководящих постах.

Проведенное исследование позволило выявить ряд довольно интересных фактов:

  • в организации доля высокопоставленных женщин-руководителей составляет около 21%, причём это в два раза больше по сравнению с ситуацией на конец 2012 года
  • политика компании относительно женщин на крупных руководящих постах достаточно анти лояльна
  • многие мужчины-менеджеры, работающие под началом женщин, удовлетворены женским руководством и не хотели бы смены управления
  • женщины в большей степени предпочитают использовать либеральный стиль управления, в то время как мужчины – демократический и авторитарный
  • мужчины в стиле руководства преимущественно склонны к директивному компоненту, женщины же к коллегиальному
  • в отличии от мужчин, женщины в ходе управления персоналом уделяют большое внимание межличностным взаимоотношениям внутри коллектива
  • деятельность руководителя в лице женщины часто направлена на постепенные преобразования; она, стараясь избежать рискованных шагов и необдуманных действий выбирает стратегию «маленьких действий», чем в целом можно определить её склонность к тактическому, а не стратегическому планированию
  • участие женщин в конфликтах более выражено нежели у мужчин; не задерживая долго внутри себя отрицательные эмоции они выплескивают негативную энергию в окружающую среду; однако при этом выходят они из конфликта быстро и «мягко»
  • мужская мотивация трудовой деятельности коренным образом отличается от женской; различные группы потребностей имеют неодинаковое значение для мужчин и женщин, что подтверждается в работе Т.В. Корниловой ; например, если женщина счастлива в браке, то она придает меньшее значение своим отношениям с коллегами и партнерами по работе и, как правило, не стремится к лидерству в организации (пример из материалов III Республиканской научно-практической Интернет-конференции «Социально-психологические основания оптимизации управления персоналом») .
  • женский стиль управления характеризуется высокой эмоциональностью; что в ряде случаев не позволяет ей быть объективной и действовать конструктивно
  • при принятии решений женщина-менеджер несколько чаще полагается на свои ощущения и интуицию; небольшая гендерная разница в данном вопросе объясняется еще и тем, что «в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения” – утверждает специалист по управлению Питер Шодербек .

Из этого можно сделать вывод, что женщины-руководители достигают успехов не в результате копирования мужского стиля управления, а непосредственно с помощью своеобразного использования собственных способностей, реализации внутренних, только им присущих качеств личности.

Исходя из проделанной работы можно сделать вывод о том, что мужчины и женщины по-разному воспринимают ситуацию и по-разному позиционируют себя на рабочем месте. Существуют различия в восприятии, связанные с организационной структурой, в способах, методах и средствах, используемых для решения проблем, в стиле управления. В целом, женщины склонны считать, что организация функционирует нормально, если каждый работает как часть целого. Мужчины, с другой стороны, считают, что работа должна быть завершена каждым самостоятельно, без чье- либо помощи. Женщины также имеют тенденцию быть более благосклонными и мягкими, тогда как мужчины более прямыми и агрессивными. Эти отличия говорят о том, что для грамотного и полноценного функционирования организации, а также для повышения ее эффективности и финансовых показателей, необходимо придерживаться гендерного равновесия на управляющих постах. Однако, не смотря на то, что многие бизнес-лидеры осознают данный факт, меры по установлению такого равновесия принимают единицы. Среди крупных российский компаний еще довольно мало компаний, которые включили в руководящий состав женщин. И необходимо переосмысление существующей ситуации в сфере гендерного менеджмента, выработка новой стратегии управления. Современным компаниям необходимо внимательнее присмотрятся к опыту организаций, которым удалось создать у себя корпоративную культуру, ориентированную на установление гендерного баланса, тем самым они смогут обеспечить себе серьезное преимущество в конкурентной борьбе.


Библиографический список
  1. Хохлова Т. П. Выявление гендерных аспектов менеджмента–фактор повышения эффективности управления //Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – №. 2.
  2. Гендерные различия в оплате труда России // Экономический журнал ВШЭ.- Москва, 2007.
  3. Демченко А.А. Задоркин В.И., Скляров В.Ф. Управление персоналом. Теоретический курс. М., 1994. г
  4. Попова, Л. В. Лидерский потенциал женщин в информационном обществе //Материалы второй международной междисциплинарной научно-практической конференции. – Минск, 2001.- С. 187-201.
  5. McKinsey & Company (Дарья Борисова, Ольга Стерхова) «Женщины как ценный актив».
  6. Корнилова, Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений: современные представления // Современная психология мотивации / Под ред.Леонтьева М.: Смысл, 2002.- С. 172-213.
  7. Подберезная В.В. Гендерные особенности управленческой деятельности // Материалы III Республиканской научно-практической Интернет-конференции «Социально-психологические основания оптимизации управления персоналом» (Минск, 26 февраля 2010 г.) [Электронный ресурс].
  8. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб.пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.- СПб.: Речь, 2003.- 448.