Роль театрализованной деятельности в развитии речи. Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной

деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи.

Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой - нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется. В создании
игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

У детей младшего дошкольного возраста начинает формироваться импрессивный и экспрессивный словарь. Развивается диалогическая речь: формируется умение заканчивать фразу, учатся договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях и стихотворениях. Формируется умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Формируется грамматический строй речи: учатся образовывать и использовать в речи существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе, с уменьшительно- ласкательными суффиксами, использовать в речи предлоги В, НА, ПОД.

Формируется умение различать формы глаголов по временам и родам. Развивается умение согласовывать существительные с прилагательным, глаголом, числительным

Формируется умение составлять двусловное предложение. В этом возрасте дети закономерно и абсолютно правомерно допускают ошибки как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз.

Подготовка детей к театрализации сказок осуществляется постепенно. Дети 2 – 4 лет еще достаточно плохо владеют речью, а поэтому их интерес и внимание направлены на яркие костюмы, фигурки героев сказок, шапочки, маски.

С 3 лет можно использовать инсценировки с игрушками, в которых главные герои выполняют ряд действий (мишка и зайчик качаются на качелях; кукла Маша и ежик строят дом, лисенок катается на лошадке…). После этого предлагаются готовые игровые ситуации, созданные с помощью игрушек и фигурок на фланелеграфе.
Таким образом, театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков ребенка.

Консультация для воспитателей

Подготовила:

воспитатель

II категории

Рыбалко С.Е.

Роль театральной деятельности в развитии речи детей.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок

    познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;

    познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка»

Учу разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)

Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Учу Эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

Учу детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса. («Са-са-са, к нам летит оса» - с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т.п.

Расширяется словарный запас детей.

В средней группе планирую большое внимание уделять выразительности речи. Закреплять умение детей сочетать речь с движением

Для театрализации использую сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик - дождик» и т.д.

В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:

    пальчиковый театр;

    настольный театр;

    плоскостной театр;

    платковый театр.

    театр ряженых;

    театральные шапочки.

Все эти театры находятся в доступном для детей месте.

Платковый театр я использую в разные режимные моменты (умывание, непосредственно образовательная деятельность, гимнастика после сна, подвижные игры, приём пищи и т.д.)

В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.

В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты.

Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.

Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.

Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии, воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.

Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

МДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Консультация

на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Подготовила: Синдянкина Н.А.

Дошкольный возраст – это активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра.

Н арушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная, со сверстниками и взрослыми, театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

Игры в кукольный театр;

Игры- драматизации;

Игры- представления (спектакли);

Плоскостные и теневые театры.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.
Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
В нашем детском саду в каждой группе есть специальные уголки для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, пальчикового, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного театра.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.






Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.


Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.


В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.


Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Связная речь Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.


ТЕАТРСКАЗКА Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. ИГРА


На что направлена театрализованная деятельность? На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; На развитие мышления, воображения, внимания, памяти; На развитие фантазии; На формирование волевых качеств; На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникатив- ных, организаторских, двигательных и т.д.)


Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.






Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр *Способствует развитию речи, внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; * повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.




















Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.







Конференция: Современный детский сад

Организация: МБДОУ ЦРР д/с № 14

Населенный пункт: г.Ульяновск

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, насыщена эпитетами, эмоционально окрашена интонациями. В наше время, к сожалению, обходятся безжалостно с этим богатством родного языка: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение и скудность словаря. Год от года растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, задать вопрос.

Дошкольное детство – самый благоприятный период для развития речи детей. Это пора, когда дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируются психологические процессы: мышление, память, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, дети учатся контактировать с окружающими их людьми. Образность, точность речи обогащается за счёт средств художественной литературы: стихи, рассказы, сказки, басни и т.д.

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

Речь, во всём её многообразии, является главным компонентом общения,

в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Речевое развитие ребенка , осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность - это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и не вербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности : пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой.

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают

в речевое общение и раскрываются. Исследование Г. А. Волковой показало, «что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др.». Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность,

включающая в себя не только действие детей с куклами или собственное действие по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, исполнение песен от лица персонажей, напевание и т. д.).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки и музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному

с ним совершенствованию речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью

четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и

передавать свои впечатления в монологической форме. Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольников (сочинение собственных сюжетов или импровизация заданного). Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию интонационной выразительности, позволяющей каждому ребенку передать эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей.

Развитие речи, теснейшим образом, связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью,

что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Таким образом, можно сделать вывод, что театрализовано - игровая деятельность даёт возможность использовать театрализованные игры как сильное, но ненавязчивое

педагогическое средство по развитию речи детей, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

ЛЛитература:

1. Антипина А.Е.. Театрализованная деятельность в детском саду. М.Творческий центр, 2009

2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности. Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал:№7 2009

3.Бочкарева Л.П.. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск: ИПКПРО, 1993.

4.Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольного образования - Мн.: Юнипресс, 2006.

5. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М. Просвещение, 2005

6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

7. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 год.

8. Рудик О.С. Развитие речи детей в свободной деятельности. – Москва, 2009.

9. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.Л