Самые красивые тату в японском стиле. Ирэдзуми 入れ墨 - искусство японской татуировки - 竹書紀年

Доказано, что татуировки в японском стиле возникли тысячи лет назад, но за это время ни капли не растратили свою популярность. Кроме того, такие тату считались особенно влиятельными, их носили высокопоставленные люди, такие как король Дании, Фридрих IX и, по неофициальным данным, Николай II.

К слову говоря, в настоящее время на татуировки в Японии существует неписаный запрет. По крайней мере, власти не принимают тату, как искусство. Все дело в стереотипах, по которым человек с татуировкой считается участником мафии, промышляющий грязными делами.

Япония – страна с необычными традициями и символикой, совершенно непохожая на то, к чему мы привыкли. Местная культура завораживает нас, именно поэтому, раскрашивая свое тело в этом стиле, мы стараемся частично дотронуться до ее загадок.

Японский стиль нельзя не заметить, только один взгляд на потрясающие эскизы завораживает. Больше всего пользуются популярностью татуировки японского дракона, расписанного яркими цветами. По поверью, тату мифологического существа способно защищать человека от огня. Часто в этом стиле можно увидеть необычные комбинации, объединяющие в рисунке агрессивность животных и безмятежность цветов. Это показывает человеку, что все на свете должно быть сбалансировано.

Изображение сакуры на теле, тоже, весьма символично. Это дает понимание, что жизнь коротка, словно расцветающий и вмиг опадающий цветок сакуры.

Мастера японской татуировки – это настоящие специалисты своего дела. Прежде, чем взять в руки иглу, необходимо изучить каждую деталь эскиза, углубиться в бездонную историю этой культуры.

У японцев же есть такое слово — ирэдзуми. Переводится вполне доступно — «инъекция туши». У многих народов принято украшать себя татуировкой. Но у японцев уж очень замечательно выходит. Не оторвешься. Словарь Брокгауза и Ефрона, к примеру, отзывался вполне восторженно: «Наиболее совершенные образцы представляет Япония, где татуировка носитпечать такой же высокой художественности, как и японская живопись; татуировка японского простолюдина по яркости и изяществу производит иллюзию дорогого гобелена».


Это сказано о XIX веке, когда татуировки были распространены достаточно широко. Но заходя в японскую баню теперь, часто можно увидеть грозное предупреждение: «Лицам с татуировкой вход воспрещен». Оно и понятно — сейчас основными «носителями» разрисованного тела являются мафиози (якудза). Есть еще и вкрутую захиповавшая молодежь, но она-то как раз пользуется чаще всего не настоящими татуировками, которые на всю оставшуюся жизнь, а их бледным подобием — «переводными картинками», которые в той же бане и смыть можно.
Как и всюду в мире, татуировка в нынешней Японии воспринимается как нечто ненормальное, чего стоит только остерегаться. Но так было не всегда. Китайская «Хроника трех царств» (конец III века н. э.) повествует о том, что обитатели Японского архипелага использовали татуировку, которая покрывала все их тело, для того чтобы избежать проклятия бога моря. То есть считали, что рисунок, покрывающий кожу, может охранить от беды. Получалось нечто вроде неснимаемого амулета. На лицах древнеяпонских глиняных статуэток тоже виден некий рисунок, который можно принять и за татуировку.

Скорее всего, это было нечто вроде ритуальных татуировок у полинезийцев, маори и других «примитивных» народов, которые редко обходятся без них. При этом следует помнить, что обычай татуирования более распространен у южных, чем у северных народов, вынужденных покрывать свое тело одеждой чуть ли не круглый год. У чернокожих африканцев (при всей их любви к украшательству своего тела самыми разнообразными способами) татуировка особенно не привилась: не разглядеть ее на темном фоне.
В древности татуировку использовали для двух основных целей. Во-первых, в качестве некоей «визитной карточки» или средневекового герба — сложный рисунок может рассказать о происхождении человека, его родовой принадлежности и даже биографии: женат, трое детей и т. д. Кое-где отказавшегося татуироваться даже строго наказывали — все равно как совершенно беспаспортного гражданина. И, во-вторых, татуировка использовалась также в качестве наказания и для клеймения рабов — например, в Древнем Риме или Китае.
В любом случае татуировка (если она нанесена не просто для украшения) — это некий рассказ о важных событиях в жизни человека. Такая традиция «автобиографической» татуировки распространена как в нынешнем российском преступном мире (известно, что по количеству куполов на вытатуированной церкви можно определить количество «ходок» на зону), так и среди более законопослушных граждан (например, имя свое или возлюбленной).
А у некоторых племен Новой Зеландии была принята очень функциональная «наколка», изображающая карту окрестностей — чтобы ее обладатель всегда мог найти дорогу домой. В общем, в древние времена татуировка была распространена очень широко. И все-таки сведения древних китайцев о своих островных соседях следует воспринимать с некоторой осторожностью. Совершенно не исключено, что, отзываясь о японцах как о народе татуированном, китайцы таким образом давали понять (в основном, конечно, самим себе), что народ на Японских островах — весьма некультурен и сильно уступает обитателям настоящей «Поднебесной» по части изящных манер. Клеймить (подходящее для контекста слово, не правда ли?) любых иноземцев именно таким образом было у них в порядке вещей (в самом же Китае до 167 года н.э. было принято татуировать преступников и рабов). Еще китайцы любили повторять о «варварах», что они настолько бескультурны, что даже рис не выращивают и пищу руками хватают без употребления палочек.

Другие ранние письменные данные, теперь уже собственно японские, но VIII века, свидетельствуют о том, что и в японской древности татуировка якобы использовалась как средство наказания преступников. Причем одному из заговорщиков, задумавшему свергнуть законную власть, татуировку нанесли прямо возле глаз: чтобы всякий знал, с каким ужасным преступником ему приходится иметь дело.
Однако более поздние источники относительно татуировок дружно умалчивают. Или действительно такого поветрия не было, или же ревнителям словесности такие мелочи быта населения не казались достойными упоминания. На самом-то деле им многое важным не казалось, а потому и мы об этом многом можем только догадываться.
Достаточно полные сведения о применении татуировок мы имеем приблизительно с XVII века, когда японцы вовсю заговорили не только об «изящном». Источники сообщают, что в это время в разных районах Японии преступников стали отделять с помощью татуировок от остального законопослушного населения. И причем в разных провинциях и княжествах метили по-разному. Это могла быть и собака на лбу (в весьма бедном словаре японских ругательств «собака» — одно из самых страшных); и круг на левом плече; и двойная линия вокруг бицепсов левой руки (за каждое следующее преступление прибавлялось по линии) и иероглиф «аку» — «злодей». Так что сразу же можно было без труда определить, какое и сколько было совершено преступлений. А чаще всего такая татуировка наносилась на внутренней поверхности рук.

Наказание татуировкой почиталось весьма тяжелым, ибо сразу выводило человека за пределы круга нормального законопослушного общества. При той строгости нравов, какая царила в то время, с преступником не желал знаться никто. А местные полицейские частенько заглядывали в общественные бани — не моется ли там кто-нибудь из преступного элемента? Так что неприятие нынешними банями татуированных имеет за собой весьма длительную историю.
Однако в скором времени, к концу XVII века, татуировка стала не только средством наказания — она приобрела еще и характер моды. Некоторые ученые предполагают, что это произошло (хотя бы и отчасти) ввиду желания преступников спрятать «клеймо» под другой, более изощренной, татуировкой. По крайней мере достоверно известно, что настоящие «модники» тщательно избегали покрывать татуировкой именно внутренние поверхности рук — для доказательства своей непричастности к криминальному миру.

Yoshitoshi 1868

Татуировка была делом обычным и в среде куртизанок. Причем татуировались не только они сами, но и их любовники, пожелавшие связать с ними свою судьбу. При всей легкомысленности своей профессии японские куртизанки предпочитали мужчин постоянного нрава, и литература того времени частенько повествует о драмах настоящей любви, случившейся между проституткой и одним из ее постоянных клиентов. (Заинтересовавшиеся могут прочесть про это в специальном разделе, посвященном обитательницам «веселых кварталов».) Самой простой татуировкой возлюбленных были «родинки», наносившиеся на руки таким образом, что при сцеплении ладоней они взаимно покрывались большими пальцами, что было возможно только при одновременном татуировании.
Существовали и любовные надписи. Обычно они сводились к предельно лаконичным выражениям верности: имя возлюбленного (возлюбленной) с последующим иероглифом иноти — «судьба», что должно было означать определенную серьезность намерений. Русский эквивалент— «любовь до гроба».
Веселые обитатели Эдо не упускали возможности посмеяться. Так, в одном из романов того времени рассказывается о незадачливом богаче, которому никак не везло в любви. Поэтому для повышения собственного имиджа он вытатуировал несколько десятков женских имен на обеих руках и даже между костяшками пальцев. Для того же, чтобы его амурная автобиография выглядела более правдоподобной, он стал сводить часть этих имен с помощью прижиганий. Чтобы все знали, сколько Любовей у него в жизни было. А с этими-то, выжженными, у меня, мол, уже навсегда покончено. При встрече с друзьями он повторял: «Эх, сколько ж боли надо претерпеть, чтобы великим любовником стать!»

Japanese Print of a Samurai by Kunisada. 1800-1864

Помимо любовных надписей, другим распространенным видом словесного граффити на коже были ключевые фразы буддийских молитв. Люди, разумеется, надеялись, что это им в «другой» жизни сможет помочь. В Европе благочестивые христиане тоже не пренебрегали случаем, чтобы «пострадать за веру», и всячески истязали по этому случаю свое тело, но до нанесения на кожу «Отче наш» вроде бы не додумались. Разве только распятием могли похвастаться.
Несмотря на то что режим Токугава отнюдь не приветствовал татуировки и неоднократно выпускал гневные указы о необходимости прекращения этой глупой практики, особого воздействия это не возымело. Нравилось это японцам, и все тут.
Середина XVIII столетия отмечена настоящим расцветом культуры татуировок. Именно в это время и складывается тот канон, который известен нам ныне. Помимо помянутых проституток, татуировками стали покрывать свое тело артисты, люди тяжелого физического труда, приверженцы азартных игр.
Замечательные художники регулярно запечатлевали обнаженное тело на своих цветных гравюрах. Поэтому о татуировках того времени мы имеем вполне наглядное представление. Что же до самих хозяев тогдашней жизни — самураев, то им как людям военным украшение своего тела казалось делом излишним. Впрочем, понять их можно — им своего выбритого до синевы лба и двух мечей за поясом и так хватало: они уже и так были отмечены.
Предание гласит, что одними из первых приобщились к татуировкам пожарные в столичном Эдо. Пожары были настоящим бичом этого огромного (более одного миллиона жителей!), целиком деревянного города. Люди говорили про Эдо: «Без пожаров да без драк — как без цветиков». Было даже принято поздравлять друг друга с туманной ночью, поскольку пожары при такой погоде не столь часты.

Так или иначе, но пожарники без работы не оставались. Сами они очень гордились своим истинно мужским занятием (еще бы — на самих борцов сумо с дракой ходили) и в качестве подтверждения своего бесстрашия стали покрывать татуировкой почти все свое тело (работали они, между прочим, по преимуществу голыми). Свободное оттатуировки место составляло только лицо, часть рук — от локтя и ниже, и ног — вниз от бедер. В результате получалось нечто вроде купального костюма конца XIX века.
Поскольку пожарные делали свое дело, будучи облачены лишь в набедренные повязки, всякий мог наблюдать, как они были разрисованы. Каждая бригада пожарных имела свой «фирменный» стиль, и по нему одному можно было легко вычислить, кто лучше тушит пожар.
Вслед за пожарниками стали татуироваться и представители других «низких» профессий. Торговцы рыбой рисовали на своем теле рыбок, гейши — плектр для игры на своем любимом трехструнном сямисэне, проститутки — краба (символ цепкости, необходимой при заманивании клиента), профессиональные игроки — кости или карты. С помощью татуировки можно было обозначить и некоторые подробности своей биографии. Так, чарка для сакэ обозначала, что человек с этим делом «завязал».

Проводились и настоящие «конкурсы красоты» татуированных — с определением победителей и раздачей призов. Вот некоторые примеры татуировок, вызвавших особое восхищение зрителей. Паутина, которая покрывала всю спину. Причем одна из паутинок спускалась вниз по правой ноге вплоть до лодыжки, где притаился сам паук. Или «перекинутое» через плечо полотенце с изображением на ягодице кошки с поднятой лапкой: при ходьбе кошка начинала «ловить» конец этого полотенца.
Увлечение татуировками самого разного рода стало настолько повальным, что одной из диковинок Эдо стали считать «трудягу» без татуировки. А когда в 1868 году часть самураев подняла мятеж против официальных властей, то одним из способов остаться целым и невредимым при выяснении твоей подозрительной
личности было предъявление полицейскому своей татуировки — поскольку самураи никогда до нее не «опускались».
После падения военно-самурайского режима Токугава, который держал страну закрытой от мира целых два с половиной века, в Японию зачастили иностранцы, дорвавшиеся наконец-то до свободной торговли. Новые же гражданские власти страны были весьма обеспокоены тем, чтобы их народ не выглядел смешным в глазах европейцев и американцев. А посему и все «нецивилизованное» выметалось поганой метлой.
В частности, это коснулось и обычая татуироваться. Гражданский режим Мэйдзи был намного дееспособнее сёгуната в его последние застойные годы. И его запрет татуироваться соблюдался значительно строже. Так что для мастеров этого дела настали тяжелые времена.
Но японцы могли приказывать только японцам. Европейцы же под действие закона не подпадали. Конечно, главными клиентами мастеров татуировки были моряки. Однако и гораздо более важные персоны также обращались к их услугам. Известно, что среди них были и будущий король Великобритании Георг V, и посетивший страну в молодости будущий российский император Николай II, и даже королева Греции Ольга...
Однако для японской культуры в целом «эпоха татуировок» была закончена.
Но в Японии то, что было когда-то начато, окончательному искоренению подлежите большим трудом. И даже сегодня существует Общество любителей татуировок, которое регулярно проводит свои «сессии» (обычно на горячих источниках, где можно без помех продемонстрировать единомышленникам красoты своего «живописного» тела).
Настоящие мастера традиционного татуировочного дела есть и сегодня. Круг их клиентуры ограничен, но это истинные художники: работаютони по старинке, никаких ускоренных методов не признают, воротят нос от посетителя «с улицы». Мол, будьте добры, приходите с рекомендацией. Поэтому и количество их «шедевров» весьма ограничено. Один из известных мастеров татуировочного дела признавался, что за всю жизнь ему удалось раскрасить только около ста человек.
А уж если все вышло как надо, тогда мастер оставляет свою подпись на теле татуированного. Как же, профессиональная гордость. И от этой подписи до самой смерти никак уже не избавиться. Причем в компонент его имени (а вернее, артистического псевдонима) всегда должен включаться иероглиф хору, означающий: «вырезать, делать татуировку».

Для нанесения татуировки у разных народов используются разные инструменты. Главное требование — чтобы конец у этого орудия был острый. На Таити — это деревянный инструмент, напоминающий острую щепку. У маори — это кость. В Японии — связка игл. Число их колеблется от двух до двенадцати. Делаются они чаще всего из бамбука, но бывают также деревянные и костяные.
Разумеется, всякая татуировка уникальна и не может быть воспроизведена в следующий раз с абсолютной точностью. Однако существуют темы и мотивы, которые стали нормой еще с XVIII века. Таких мотивов на самом-то деле не так уж много. И здесь местные татуировки демонстрируют нерасторжимое единство с культурой в целом.
Виды японских татуировок могут быть сведены к следующим категориям: цветы, животные, религиозные мотивы, кое-какие герои старины.
На первом месте стоят все-таки цветы, воспетые в поэзии и растиражированные в живописи. Пышноцветущий пион олицетворяет собой богатство и удачу. Хризантема как растение, долго цветущее несмотря на наступившие осенние холода, призвана обеспечить ее носителю долгую жизнь (кстати говоря, не к «низменной» татуировке будь сказано, именно хризантема с шестнадцатью лепестками является гербом японского императорского дома). И наоборот сакура, цветущая по-настоящему только день или два, символизирует быстротечность жизни и спокойное к такой краткости отношение. И, наконец, японский клен — листья его гораздо меньше нашего, но зато алеют много ярче.

Из татуировок животных пользовались популярностью изображения тигра и дракона. Чего уж там говорить — каждый из них страшен по-своему, так что особых объяснений не требуется. Несколько сложнее обстоит делом с обитателем подводного царства — карпом. Как это ни странно на наш европейский взгляд, но карп на Дальнем Востоке считается годным не только на жаркое: он олицетворяет собой стойкость и мужество (нечто вроде татуировки орла в европейской традиции). Говорят, он умеет очень ловко плавать против течения и даже преодолевать пороги, а если уж его отловили, то будет совершенно бесстрастно ожидать своей участи на разделочном столе. Этот стоицизм был настолько почитаем, что именно карп стал символом «праздника мальчиков» (некое подобие обряда инициации), отмечавшегося 5-го дня 5-й луны (а ныне — просто 5 мая), когда полагалось поднимать на шестах матерчатые изображения карпов, которые мужественно развевались на ветру к полному удовольствию их изготовителей.
Среди религиозных мотивов преобладающими являются буддийские. Это и молитвы, о которых уже говорилось, и полноформатные изображения. Однако сам Будда не является героем этих картин (в отличие от Христа в терновом венце в западной традиции). Японцы изображают Нио — двух мощных божеств довольно страшной наружности, предназначением которых я вляется защита учения Будды отвсяческих посягательств.
Другим популярным персонажем этого типа является бодхисаттва Каннон, которая в Индии, на родине буддизма, как и все бодхисаттвы — существо бесполое, но в Китае и Японии приобрела вид богини милосердия.
Чрезвычайно колоритна фигура Фудо — охранителя буддийского рая, держащего в правой руке объятый пламенем меч, а в левой — веревку. Меч нужен ему, чтобы расправляться с врагами учения, а веревка — чтобы вытягивать с ее помощью из беды тех, кто в том нуждается.
Один из основных признаков татуировки по-японски состоит в том, что она покрывает собой бо льшую часть тела. Чтобы полностью удовлетворить клиента, мастер тратит около полутора лет. Дело в том, что нормальный человек выдерживает под иглой около часа. Вот и посчитайте — подкожное воспаление проходит через неделю, а для нанесения полноформатного цветного изображения требуется около пятидесяти сеансов. Ну, и всякие непредвиденные обстоятельства тоже бывают. Такие, например, как лето — мастера его очень не любят, поскольку ввиду усиленного потоотделения вводить краску под кожу намного хлопотнее.
Поэтому-то некоторые не слишком терпеливые клиенты заканчивают дело на полпути, когда нанесен только контур, и избегают раскрашивания — процедуры наиболее болезненной. Традиционные цвета для раскрашивания (никакой «химии» — только растительные и минеральные краски) — это черный (под кожей становится синим), красный и коричневый.

Раскрашивание — действительно самый трудный и ответственный этап. Если следовать традиционным канонам обучения, то ученику-татуировщику следует прежде провести долгое время, держа «на игле» не человеческое тело, а дайкон — японскую редьку (длиной этот корень сантиметров тридцать, а бываети больше). Иначе ничему путному не научишься. Рассказывают также (это такая специальная страшилка), что неумелый мастер татуировочных дел специально подмешивает в тушькокаин, чтобы притупить боль от своих неловких действий.
Существуют и так называемые «невидимые» татуировки, которые называются какуси-боро. Для них используются пигменты телесного цвета (например рисовая пудра), которые проявляются только после принятия горячей ванны илив случае общего покраснения кожного покрова при избытке выпитого(для загадочного русского организма такой вариант сокрытия татуировки как-то сомнителен — наш человек или всегда красный, или —никогда) или при сексуальном возбуждении. У гейш какуси-боро пользовался особым почетом.
Конечно, любоваться каким-нибудь пионом на своей коже — дело милое. Следует, однако, иметь в виду, что татуировка нарушает структуру эпителия — татуированными местами человек уже больше не потеет, зато потеет всем тем, что еще не разрисовано. То есть ты как бы находишься в шкуре кошки, которая, как известно, умеет потеть только подушечками на лапках. Нечеловеческое, наверное, ощущение.
А кроме того, наблюдается и еще один побочный эффект. Ведь татуированная часть тела холодна даже в самую невыносимую жару. Так что жены сильно татуированных мужчин знают находиться с ними в одной постели — все равно, что рыбу под одеялом пригреть.

Татуировка – это интересное украшение тела, а если она выполнена в японском стиле, то выглядит особенно необычно и несёт особый смысл. Но чтобы тату была действительно осмысленной и привлекательной, стоит выяснить некоторые особенности японского искусства нанесения рисунков.

Немного истории

В Японии нательные рисунки появились очень давно, и их значение со временем изменялось. Так, в одну эпоху они использовались для обозначения определённых слоёв населения, в другую – носили сугубо религиозный характер, также они олицетворялись с символичностью или важностью того или иного периода жизни или служили талисманами, а некоторые наносили их только ради украшения тела. Но во все времена они были особенными.

Мастера татуировок проходили длительное обучение, и далеко не все из них заслуживали чести наносить рисунки. Кстати, тату в давние времена делались натуральными чернилами с помощью игл, прикрепленных к бамбуковым палочкам.


Особенности японских татуировок

Красивые и интересные японские татуировки имеют несколько отличительных черт:

  • Обширность. Зачастую татуировка – это не просто небольшой рисунок, а целая картина, настоящий шедевр. Она может покрывать полностью какую-нибудь часть тела.
  • Характерные и преобладающие тона – это чёрный и красный. Но также иногда используются синий, желтый, оранжевый, зелёный. В любом случае все цвета очень насыщенные и зачастую контрастные, и это хорошо заметно на фото.
  • Японская татуировка – это единое целое, то есть в ней не остаётся ни одного свободного участка. А если такие пространства остаются, то их мастер заполняет символическими изображениями, иероглифами или фразами.
  • Главный узор обычно используется в качестве фона. И именно мелкие детали несут основную смысловую нагрузку, складываясь в определённые композиции. Поэтому так важно продумать всё до мелочей и вложить в тату свой особый смысл.
  • Динамичные композиции. Часто татуировки представляют собой сюжеты из каких-то древних сказаний и легенд, какие-то действия. Также они могут изображать эмоции главных персонажей рисунков.
  • Наличие чётких контуров. Они позволяют разглядеть каждую деталь рисунка, ведь все они очень важны и несут смысловую нагрузку.
  • Выраженная асимметрия. В японских узорах практически невозможно найти симметричные элементы, ведь в жизни всё непостоянно, неравно и динамично.
  • Использование тематических и свойственных японской культуре предметов, символов и персонажей. Так, часто встречаются самураи, ветви сакуры, различные иероглифы, гейши, драконы и так далее.
  • Использование динамики человеческого тела. Чтобы «оживить» тату, мастера наносят их на части тела с большим количеством постоянно работающих мышц, что позволяет создать эффект движения.

Основные направления


Все татуировки можно разделить на несколько основных направлений: религиозное, мифологическое, анималистическое (животное) и флористическое (растительное).


Ранее в японской культуре выделялось несколько отдельных ответвлений:

  • Гаман – привилегированные изображения, олицетворяющие терпеливость, смелость, выносливость и храбрость.
  • Ирэдзуми – принадлежность к преступному миру.
  • Хоримоно – классическое направление, подразумевающее использование картин, гравюр и иллюстраций.
  • Какуси-боро – это настоящие произведения искусства, раньше их тайно наносили женщины.
  • Бокукеи. Такие тату наносились в наказание и считались карательными.
  • Кебори – это, в основном, иероглифы.
  • Какушибори – татуировки, скрытые от посторонних взглядов и нанесённые зачастую на интимные места.

Этапы нанесения татуировки

Японская татуировка традиционно наносится в несколько этапов:

  1. Судзи – создание эскиза будущей татуировки.
  2. Оцуми – закрепление всех контуров.
  3. Бокаси – заполнение частей рисунка тоном.
  4. Цуки-хари – создание отдельных элементов изображения без их оттенения.
  5. Хане-бари – создание полутонов, переходов цветов, оттеночных эффектов.

Значения

Символы и изображения, используемые для нанесения японских рисунков, имеют особый смысл. Часто встречаются морские мотивы (море для японцев имеет особое значение), наземные и морские животные (они также ценятся и зачастую обожествляются), растения и так далее.


Значения некоторых самых распространённых элементов татуировок:

  • Карп олицетворялся с храбростью, упорством и мужеством, так как эта рыба проделывает трудный путь по реке с мелями и порогами.
  • Дракон – это настоящий царь всех животных. Такое изображение расценивается как некий символ власти и силы, а также объединения двух основных стихий: воды и огня. Парящий дракон считается символом стремления свободы. Часто такой рисунок наносится на удачу.
  • Тигр всегда был символом бесстрашия.
  • Кленовый лист некоторые считают символом влюблённости.
  • Пион – знак благосостояния, денег, успешности.
  • Хризантема, как ни странно, олицетворяется с решительностью, целеустремлённостью. Такой цветок был символом императорской семьи.
  • Цветок сакуры – символ быстротечности жизни, постоянного течения времени, зыбкости бытия.
  • Лотос расценивается как духовное начало, значимость жизни.
  • Змея – символ хитрости.
  • Черепаха – это мудрость и благородство.
  • Маска демона Ханя, что удивительно, к злым силам никакого отношения не имеет. Наоборот, она служит некой защитой от демонов. Давным-давно такое изображение носили самураи.
  • Девятихвостая лиса считалась символом защиты от проклятий, а также олицетворением процветания.
  • Птица Нои-Ои – символ жизненной силы, предвестник перемен к лучшему, талисман удачи.
  • Кролик давно ассоциируется у японцев с развратностью, распущенностью.

Прежде чем решиться сделать японскую татуировку, внимательно изучите готовые эскизы, найдите опытного мастера и вместе с ним создайте свой уникальный рисунок. И не забудьте вложить в изображение особый смысл.