Чем прославился конфуций. Учение конфуция его жизнь и философия. Место, занимаемое Конфуцием и его учениями в Китае сегодня

Конфуций (годы жизни - 551-479 до н. э.) появился на свет и жил во время больших политических и социальных потрясений, когда в состоянии внутреннего кризиса находился чжоуский Китай. Власть правителя (вана) ослабла уже давно. Патриархально-родовые нормы разрушались, родовая аристократия гибла в междоусобицах. Крушение древних устоев, междоусобные распри, алчность и продажность чиновников, страдания и бедствия простого народа вызывали резкую критику со стороны ревнителей старины.

Конфуций начал распространять свои учения в возрасте 50 лет. Путешествуя и разговаривая, он привлекал многих учеников, впечатленных его мудростью и возвышением его характера. Его идеи распространялись по всей стране и вскоре по всему Китаю. Во время своих поездок он арестован и оказывается вовлеченным в бои соперничающих полевых командиров. Он путешествовал более десяти лет в различных государствах Императорского Китая, выступая в качестве политического советника. После долгого паломничества, в возрасте 69 лет, Конфуций вернулся на родину, Лу, проводя остаток своих дней, преподавая и писал.

Основы учения Конфуция

Учение Конфуция, в общем-то, понять совсем не сложно. Истины его довольно просты. Конфуций, высоко ставя минувшее время и выступая с критикой современности, создал на основе этого противопоставления собственный идеал цзюнь-цзы (совершенного человека). Он должен обладать высокой моралью и двумя достоинствами, важнейшими в его представлении: чувством долга и гуманностью. Гуманность (жень) подразумевала сдержанность, скромность, бескорыстие, достоинство, любовь к людям. Жень - практически недосягаемый идеал, представляющий собой совокупность различных совершенств, которыми обладали только древние. Философ считал гуманным из современников лишь себя, а также Янь Хуэя, своего любимого ученика. Учение Конфуция также подразумевает, что для цзюнь-цзы недостаточно одной гуманности. Другим важным качеством он должен был обладать - чувством долга, то есть моральными обязательствами, которые в силу своих добродетелей гуманный человек сам на себя накладывает. Как правило, чувство долга обусловлено высшими принципами и знаниями, а не расчетом. Еще одна его концепция - это "следование срединному пути" (по-китайски - "чжун юн"). Мудрец предостерегает своих учеников от увлечения крайностями. Это лишь основные постулаты учения, которое предложил Конфуций. Философия его не ограничивается ими, с ней можно ознакомиться более подробно. Тема нашей статьи - биография, а не учение этого мыслителя. Поэтому мы решили ограничиться лишь кратким изложением того, о чем говорил и писал Конфуций. Философия и жизнь его неразделимы, в чем вы вскоре убедитесь.

Философ, однако, не оставил письменной работы: через своих учеников его медитации были собраны. Во время династии Хань были составлены так называемые конфуцианские классики. Храм Конфуция, в городе Цюйфу, нынешняя провинция Ксантунг, стал на протяжении веков местом поклонения. Его философия все еще оказывает огромное влияние на китайскую мысль и менталитет в наши дни. Конфуций по-прежнему остается самым влиятельным китайским философом. Сторонники Конфуция разбросаны по всему Тайваню, Японии, Сингапуру, Южной Корее, Малайзии и Китайской Народной Республике.

Появление на свет Конфуция


Великий мыслитель родился в 551 году до н. э. Конфуций, биография которого нас интересует, появился на свет в царстве Лу. Отец его, Шулян Хэ, принадлежал к знатному княжескому роду, был храбрым воином. У него родились в первом браке лишь девочки, девять дочерей, но не было наследника. Во втором браке родился столь долгожданный мальчик, но он оказался, к несчастью, калекой. Тогда, уже в преклонном возрасте (63 лет), он решается вступить в третий брак. Женой его соглашается стать девушка, принадлежащая к роду Янь, посчитавшая, что следует выполнить волю отца. Появление великого человека предвещали видения, которые после свадьбы посещали эту девушку. Рождению этого ребенка сопутствовали многие чудесные обстоятельства. На теле его, согласно традиции, имелось 49 знаков, говорящих о будущем величии. Так появился на свет Кун-фу-цзы, известный на Западе как Конфуций. Биография его была необычной с самых ранних лет.

Иисус, Зороастр, Будда, Сократ и Мухаммад

По оценкам, число его последователей составляет более 400 миллионов человек. Об Иисусе слышат противоречивые мнения. Христиане считают, что он несравнимый, непревзойденный, но они часто очень не знают о жизни других великих духовных лидеров. Напротив, некоторые говорят об Иисусе, Будде, Сократе или других, не признавая никакой разницы.

Однако, чтобы сказать, что каждый из этих лидеров эквивалентен, не следует утверждать о терпимости, а о невежестве. Сравнивая Иисуса с ними, мы обнаруживаем ряд уникальных характеристик в жизни и служении Иисуса. Цель этого эссе - подчеркнуть жизнь, смерть и учение Иисуса, сравнивая и противопоставляя их Зароастру, Будде, Сократу и Мухаммаду. Мы выбрали эти четыре, потому что многие люди сегодня, в поисках истины, доверяют тем людям и традициям, которые они породили. Мы разделим исследования на пять категорий: источники, доступные для восстановления жизни этих учителей, их рождения и семьи, их жизни и обучения, их смерти и их отношений с божеством.

Детство будущего мудреца

Отец его умер, когда будущему философу исполнилось всего три года. Молодая мать решила посвятить всю свою жизнь воспитанию сына. Постоянное ее руководство сильно повлияло на формирование характера Конфуция. Он отличался уже в раннем детстве талантом предсказателя и выдающимися способностями. Конфуций любил играть, подражая различным церемониям, повторяя бессознательно священные ритуалы древности. Это удивляло окружающих. В детстве Конфуций был далек от свойственных его возрасту игр. Основным его развлечением были беседы со старцами и мудрецами. В возрасте семи лет пошел в школу Конфуций. Биография его открывается новой страницей. Школьные годы дали множество знаний, пригодившихся в дальнейшем. Обязательным было усвоение шести умений: слушать музыку, выполнять ритуалы, управлять колесницей, стрелять из лука, считать и писать.

Прояснив все эти подробности, мы можем видеть, что единственное в Иисусе. С точки зрения историка существуют серьезные различия в источниках, доступных для восстановления жизни Зороастра, Будды, Сократа, Мухаммеда и Иисуса. Необходимо полностью различать материалы из первых рук или почти из современных источников, а также легендарные и апокрифические материалы.

Однако количество текстов Зороастра. Современные клинописные надписи в древнем Персее показывают, самое большее, только намеки на раннее зороасторианство. Некоторые греческие и арабские авторы также упоминают Зороастр. Самые ранние тексты, которые были сохранены, - это пали, индийско-арийский диалект, который может быть диалектом самого Будды. Канон Пали в школе Хинамайя известен как Типитака, означающий «Три корзины». Части этой коллекции, такие как Самютта Никая, Маджхима Никая, Ангуттара Никая возникли спустя два века после смерти Будды, но другие части возникли гораздо позже.

Успешная сдача экзаменов

С огромной восприимчивостью к учению родился Конфуций, биография которого представлена в этой статье. Его выдающийся ум заставлял мальчика постоянно читать и усваивать все изложенные в классических книгах того времени знания. Впоследствии из-за этого о нем говорили, что у него не было учителей, а были лишь ученики. Конфуций по окончании школы единственным среди всех учащихся сдал со стопроцентным результатом сложнейшие экзамены.

Санскритский канон школы махаяны, который распространяется на северо-восток в Тибет, Китай, Корею и Японию, относится к самому раннему, в первом или втором веке нашей эры. Согласно Рождеству Хамфри, более поздние сутры школы Махаяны, хотя и помещенные в устье Будды, явно являются работой умов, которые жили от пятисот до пятнадцати столетий после его смерти.

В более позднем происхождении наблюдается замечательное преувеличение сверхъестественных элементов в жизни Будды. Но даже в самых ранних традициях, разделенных так, как они есть на протяжении века или двух времен Будды, они не свободны от усиления. Виннерцит: Что обычно считается одним из наших самых ранних документов, текстов Пали Типитаки, часто говорят о Будде как о сверхъестественном существе и рассказывают нам больше о легендарном человеке, чем о историческом Будде.

Первые должности Конфуция


Он занимал уже в 17 лет должность хранителя амбаров, государственного чиновника. Конфуций говорил, что он должен заботиться единственно о том, чтобы были верны его счета. Позже в ведение его поступил также скот царства Лу. Мудрец отмечал, что его забота теперь в том, чтобы овцы и быки были хорошо откормлены. Он говорил, что не следует беспокоиться о том, какой пост ты занимаешь. Следует лишь думать, хорошо ли служишь ты на этом месте. Точно неизвестно, в каком возрасте стал служить Конфуций (в 20 или в 26-27 лет), а также как долго длилась эта служба. Значительно большее внимание в древних трактатах уделено одной из основных черт этого мыслителя в молодости: он не только не боялся спрашивать, но и при этом добивался исчерпывающего ответа.

Мы не можем принимать эти утверждения без критического анализа, потому что трудно понять, сколько платонических диалогов являются сократическими и сколько платонических. Другая проблема заключается в том, что памятные вещи Ксенофонта и других писаний были усугублены, чтобы опровергнуть атаки софистов против Сократа.

Вскоре после смерти Пророка Кали Утман собрал эти высказывания в каноническом издании. В хадисах у нас есть многочисленные устные традиции, касающиеся слов и поступков Мухаммада, традиции, которые содержат такие детали, как его частая чистка зубов. Примерно через два столетия после смерти Пророка Аль-Бухари он изучил тысячи традиций, чтобы получить 000 Хадитов, которые он считал подлинными. Первой жизнью Мухаммада, основанной на Коране и Хадисе, является Сират ар-Расул, написанный Ибн Хишамом.

Женитьба и рождение сына

В 19 лет мудрец взял себе жену из семьи Ци, которая проживала в Суне, царстве его предков. Это вряд ли было бы возможно без благосклонности луских аристократов. У Конфуция через год родился сын. Чжаогун, луский правитель, послал философу крупного карпа, что являлось в то время символом пожелания всех благ семье. Сына назвали поэтому Бо Юй ("бо" означает "старший из братьев", а "юй" - "рыба"). Конфуций хотел иметь еще детей, однако судьба распорядилась иначе.

Существует некоторый спор относительно личности авторов, но обычно считается, что Мэтью, конвертированный сборщик налогов, и Джон, рыбак, были двумя апостолами Иисуса. Марк был свидетелем, как Иисус, и его апостолы собрались в его доме, а затем он узнал больше об Иисусе от Петра, которого он служил переводчиком, по словам Иринея. Люк был врачом, который сопровождал Павла и использовал свидетелей для своего Евангелия. Марк, самое раннее Евангелие, мог быть написан уже в 50 г. н.э. Хотя это было обычай на сегодняшний день в Евангелии от Иоанна около 90 года нашей эры.

Посещение столицы

За бесспорные достоинства в 25 лет Конфуций был отмечен уже всем культурным сообществом. Приглашение правителя посетить столицу Китая стало одним из самых важных моментов в его жизни. Это путешествие позволило мудрецу осознать себя в полной мере хранителем древней традиции и наставником. Он решил открыть школу, которая основана была на традиционных учениях. Человек учился здесь познавать законы этого мира, людей, а также открывать в себе новые возможности.

Некоторые исследователи предпочитают дату в 70-е годы, или Иисус говорил на арамейском языке, но Евангелия написаны на греческом языке. Помимо четырех канонических Евангелий и некоторых данных, которые можно угадать из посланий апостолов Павла, Петра и Иоанна, мало что полезно или надежно. Ссылки на Иисуса в раввинской литературе завуалированы и враждебны. Знаменитый отрывок в трудах еврейского историка, Иосифа Флавия первого века является подлинным, но есть интерполяции в нынешнем греческом тексте.

Ссылки, сделанные римскими писателями второго века, такими как Тацит, Светоний и Плиний Меньше, свидетельствуют о том, что христианство распространилось по всей Римской империи еще в царство Клавдия. Число апокрифических Евангелий второго и третьего столетий интересно, но не имеет исторического значения. Некоторые исследователи считают, что недавно открытое Томас Коптское Евангелие, работа около 140 г. н.э.

Ученики Конфуция

Своих учеников Конфуций хотел видеть целостными людьми, которые были бы полезны обществу и государству. Поэтому он обучал их различным областям знания. Конфуций с учениками был тверд и прост. Он писал, что не просвещает того, кто не хочет знать. Среди учеников Конфуция своими знаниями уже на начальном этапе выделялись Цзы Лу, Цзэн Дянь, Янь Лу и другие. Самым преданным оказался Цзы Лу, который проделал со своим учителем весь жизненный путь и похоронил его торжественно, с соблюдением этических норм.

Зороастр. Зороастр родился в клане Спитама, очевидно, на северо-западе Ирана, хотя он служил в северо-восточном Иране. Будда, также известный как Сиддхарта, Гаутама и Сакьямуни, родился в Капилавасту, который теперь находится в южном Непале. Его мать, майя, умерла через несколько дней после его рождения. В 19 лет Гаутама женился на прекрасной принцессе Ядодхара, которая дала ей сына, Рахулу.

Спустя 10 лет Гаутама покинул свою монастырскую гасиенду и, согласно традициям, впервые увидел старика, больного человека, мертвого человека и аскета. Он настолько пострадал от того, что увидел, что оставил свою семью в качестве ходячего монаха. Сократ. Сократ родился в Афинах Софронисео, артезианский скульптор, а также Фенэрете, акушерке. Мы ничего не знаем о его юности. Кто-то сказал: «Можно было бы подумать, что Учитель родился как старик без ребенка». Его жена была злобной женщиной Ксантипом.

Конфуций - министр правосудия

Далеко распространилась слава о нем. Такой степени достигло признание его мудрости, что ему в возрасте 52 лет предложили пост министра правосудия - наиболее ответственную в государстве должность в те времена. Значительно изменилась жизнь Конфуция. Он заведовал теперь политическими преступлениями и уголовными делами. По сути, у Конфуция были функции верховного прокурора. Благодаря этому он становился ближайшим советником царя.

Сократ сказал, что если он сможет доминировать над Ксантипом, он легко адаптируется к остальному миру. Но Сократу следовало уделить больше внимания потребностям трех его детей. Мухаммад. Мохаммед родился в Мекке около 570 года нашей эры. Поскольку его отец умер до своего рождения, а его мать умерла, когда ему было шесть лет, молодого человека воспитывали бабушка, а затем дядя. В молодости он работал в караванах Хадиджи, богатой вдовы, с которой он позже женился, хотя ей исполнилось 20 лет. Хотя у мусульман может быть только четыре жены, сам Мухаммад не подчинился этому пределу и имел десять жен и несколько наложниц.

Как проявил себя Конфуций на ответственном посту?

На посту мудрец был очень активен. Он проявил себя как опытный и умелый политик, ценящий и знающий ритуалы, как усмиритель вассалов, не желавших покориться правителю, а также как справедливый судья. Его правление было в целом довольно успешным. Конфуций так много сделал для своей страны, что близлежащие государства начали опасаться блестяще развивающегося благодаря усилиям одной личности царства. Наветы и клевета привели к тому, что советам Конфуция перестал внимать правитель Лу. Конфуцию пришлось покинуть родное государство. Он отправился в путешествие, наставляя нищих и правителей, пахарей и князей, стариков и молодых.

Один из ее фаворитов был А'ха, который приехал в Махому, когда ей было всего девять лет, неся свои игрушки. Мохаммед получил особое откровение, чтобы оправдать его брак с прекрасным Зайнабом, женой его приемного сына, Заидом. в этих частых союзах у пророка никогда не было взрослого сына, что отразилось на борьбе за халифат.

Произошла ошибка не менее четырех лет. Согласно Люку и Матфею, Иисус был зачат девственницей по имени Мария, когда она была законно занята, но не замужем за Иосифом из Назарета. Оба были евреями в царской родословной царя Давида, из которого придет Мессия, предсказанный в Ветхом Завете. Вот почему Иисус родился в Вифлееме, исполняя пророчество, написанное семь веков назад. Иосиф и Мария были очень бедны, что свидетельствует их жертвоприношения в Храме.

Путешествие Конфуция

В то время ему исполнилось 55 лет. Конфуций был уже мыслителем, умудренным опытом, уверенным, что знания его пригодятся правителям других государств. Он сначала отправился в Вей, где пробыл 10 месяцев. Однако он был вынужден покинуть его после анонимного доноса и отправиться в Чэнь. По дороге Конфуция схватили крестьяне, принявшие его за аристократа, притеснявшего их. С достоинством держался мудрец, и вскоре вейские аристократы его вызволили, после чего он вернулся в Вей. Здесь местный правитель обращался к нему за советами. Однако через некоторое время из-за разногласий с ним Конфуций вынужден был покинуть Вей. Философ отправился в Сун, после чего - в Чэнь, где получил скромное жалование и ничего не значащий пост. Однако вскоре из-за надвигающейся войны и опасности, связанной с ней, он покинул Чэнь и отправился в Чу. Здесь он провел несколько встреч с Шэ-гуном, первым советником Чу. Эти беседы касались обеспечения процветания государства и достижения в нем стабильности. Везде, куда бы он ни шел, жители умоляли его остаться. Личность Конфуция притягивала многих. Однако мудрец всегда отвечал, что долг его распространяется на всех людей. Он считал членами одной семьи всех населяющих землю. И для всех них он должен был исполнить миссию наставника.

Канонические Евангелия говорят, что Мария и Иосиф вернулись в Назарет и имели других детей. Эти братья и сестры не верили в миссию Иисуса. Однако позже его брат, Джеймс, сыграл важную роль в церкви. Иаков, и другой брат Иуда, написал послания, которые включены в Новый Завет.

Канонические Евангелия касаются только одного случая в детстве Иисуса. Когда ему было 12 лет, он поразил раввинов в Иерусалиме своими вопросами и ответами. Напротив, апокрифические Евангелия от детства Иисуса приписывают молодому Иисусу всевозможные абсурдные чудеса. Например, он изображен как тот, кто заставляет живых голубей из грязи и раздражительно убивает некоторых своих товарищей по игре.

Жизнь Конфуция как часть его учения


Добродетель и знание для Конфуция были неразделимы. Неотъемлемой частью его учения стала сама его жизнь, которая соответствовала философским убеждениям этого мыслителя. Подобно Сократу, он со своей философией не отбывал лишь рабочее время. С другой стороны, Конфуций не уходил в свое учение и не отдалялся от жизни. Для него философия была не моделью идей, выставленных для осознания, а системой заповедей, являющихся неотделимыми от поведения философа.

Хотя большинство евреев считалось браком, Иисус никогда не женился. Зороастр служил священником иранской политеистической религии, прежде чем стать единственным поклонником Ахура Мазды в возрасте 30 лет. Ему удалось преобразовать некоторых из его товарищей, а также Гистапеса, короля, к северо-востоку от Ирана. Когда его новое учение получило сильное противодействие, он ответил, проклиная своих противников.

По мнению Зороастра, материальное благополучие и святость пошли друг с другом, что, возможно, отразилось сегодня на замечательном процветании Парео в Бомбее, Индия. После шести лет поиска мира через аскетизм Гаутама пришел в деревню Урувела в северо-восточной Индии. Там он сидел под деревом Бодхи и решил остаться там, пока не получил Просветление. Через 49 дней он был просвещен, став Буддой, что означает «Просветленный». Будда проповедовал свою первую проповедь в Бенаресе, когда ему было 35 лет.

Летопись "Чунь-цю"

В последние годы своей жизни Конфуций написал летопись под названием "Чунь-цю", а также отредактировал 6 Канонов, которые вошли в классику культуры Китая и сильно повлияли на национальный характер жителей этого государства. Цитаты Конфуция и сегодня знают многие, причем не только в Китае, но и во всем мире.

Последние годы жизни Конфуция

Его сын скончался в 482 году до н. э., а в 481-м - Цзы Лу, его самый любимый ученик. Смерть учителя ускорили эти беды. Конфуций умер на 73-м году жизни, в 479 году до н. э., предсказав перед этим заранее свою смерть ученикам. Несмотря на скромные биографические данные, этот мудрец остается великой фигурой в истории Китая. Китайский философ Конфуций не любил рассказывать о себе. Он лишь в нескольких строчках описал свой жизненный путь. Перескажем содержание одной известной цитаты Конфуция. В ней сказано, что в 15 лет он обратил к учению свои помыслы, в 30 - обрел прочную основу, в 40 - смог освободиться от сомнений, в 50 - познал волю Неба, еще через десять лет научился различать правду и ложь, в 70 лет начал следовать зову собственного сердца.

Могила Конфуция

Похоронили учителя у реки под названием Сышуй. Его вещи также положили в могилу. Место это вот уже более 2000 лет является местом паломничества в Китае. Имение, гробница и храм Конфуция расположены в провинции Шаньдун, в городе Цюйфу. Храм в его честь был построен в 478 году до н. э. Он разрушался и впоследствии восстанавливался в различные эпохи. Сегодня этот храм насчитывает более ста строений. На месте захоронения находится не только могила Конфуция, но и гробницы более 100 тысяч его потомков. Громадной аристократической резиденцией стал небольшой когда-то дом семьи Кун. От этой резиденции сохранилось сегодня 152 здания.

Поистине великим человеком был Конфуций. И сегодня многие люди стараются следовать его мудрости. Конфуций вдохновляет не только жителей Китая, но и людей из самых разных уголков нашей планеты.

Конфуций – это намного больше, чем имя одного из самых известных китайских мудрецов. По-настоящему имя великого ученого звучит Кун-фу-дзы, что в переводе означает «учитель из рода Кун».
Учения этого легендарного человека, который родился еще в древности и жил в неспокойные для государства времена, навсегда пропитали историю и повлияли на развитие Китая, а также привели к рождению могучей системы религиозных взглядов. Его мысли всесторонне охватывают и отражают высокие духовные и семейные ценности, глубоко анализируют этические стороны бытия и устремляют человека к обретению счастья. Конфуций разработал идеальную систему принципов, которые превращают государство в единое целое с обществом.

Слова Конфуция по-прежнему живы и актуальны для современного человека. Но откуда он пришел, как смог покорить сердце китайского народа, чему учил и что проповедовал?

Жизненный путь древнего философа – семейные истоки


Датой рождения Конфуция считается 551 год до н. э. Родился он и жил в обедневшей аристократической семье воина в городке Цюйфу (сегодня это провинция Шаньдун).

Его отец Шулян Хэ состоял в браке трижды, так как очень мечтал о сыне, а рождались лишь девочки. Вторая жена подарила ему долгожданного сына, но тот был калекой. Будучи уже немолодым, Шулян Хэ решился попытать счастья еще раз и женился в третий раз.

Даже история рождения Конфуция окутана ореолом легендарности. Третьей жене Шулян Хэ было видение, предвещавшее ей стать матерью необычного человека, а вскоре у нее родился мальчик. Счастье отцовства продлилось недолго, ведь будущему философу было лишь три года, когда отец умер. Мать Конфуция после потери мужа всецело посвятила себя своему сыну и вела очень нравственный образ жизни, который повлиял на становление системы семейных ценностей мыслителя.

Конфуций воспитывался на играх, которые имитировали древние китайские традиции, и с детства развил дар предсказания. Его мышление и предпочтения в проведении досуга удивляли окружающих, ведь обычные забавы его мало интересовали, а свое время он предпочитал тратить на приобретение мудрости через общение с учеными людьми.

В возрасте 7 лет он начал посещать школу и оказался очень талантливым учеником. Его ум был всячески устремлен на освоение истин, он очень много читал. Во время учебы Конфуций искусно овладел традиционными на то время умениями: правильно участвовать в ритуальных церемониях, воспринимать музыку, писать и считать, метко стрелять из лука и управлять колесницей.

Период жизни философа приходится на время рождения буддизма и развития даосизма.

Учебные успехи позволили ему в 17 лет занять место чиновника и заведовать амбарами и скотным двором царства Лу. В 25 лет Конфуций считался уважаемым человеком среди культурного общества.

Тогда же правителем ему была оказана честь отправиться с визитом в столицу государства. В этот период Конфуций глубоко осознал свое стремление сохранять традиционное наследие китайского народа. Эта убежденность легла в основу его философской школы, которая обучала жизни по законам природы, напоминала человеку о великих китайских традициях, способствовала самопознанию и изучению своих возможностей. Конфуций полагал, что назначение человека заключается в обязательной полезности обществу и своему государству.

Мудрость ученого покорила людей, которые жили даже в самых отдаленных уголках царства, и позволила достичь самой верхней карьерной ступени – должности министра правосудия. Его могущественное влияние вселяло страх в соседние государства и привело к тому, что его оговорили в глазах правителя. Приняв этот удар от жизни, Конфуций отправился в длительное странствие, посещая все соседние царства и провозглашая свою философию правящей элите и обычным жителям. Любые попытки заставить остаться Конфуцием отклонялись. Он объяснял это потребностью донести свои идеи и другим людям, которых он почитает за свою семью.

После 13 лет странствий Конфуций все же вернулся на родину и посвятил себя учительской деятельности. Количество его последователей множилось и в 484 году до н.э. составляло около трех тысяч человек.

Конфуций всегда жил в соответствии со своими учениями, полностью и наглядно воплощая их своим примером.

С точки зрения Конфуция философия не является сводом оторванных от жизни принципов, а всецело реализуется в поступках человека.

Свой путь великий философ завершил в 479 году до н. э., сумев предсказать дату своей смерти. О смысле жизни в разные возрастные периоды Конфуций рассуждал, говоря, что в пятнадцать лет он всецело был поглощен приобретением и накоплением знаний; в тридцать Конфуций жил, основывая свои мысли и дела на полученных знаниях; в возрасте сорока лет он поборол свои сомнения и страхи; в пятьдесят к нему пришло осознание его места в жизни; в возрасте шестидесяти Конфуций сумел понять разительную разницу между правдой и ложью; а в семьдесят лет полностью освоил все приобретенные знания и смог поступать так, чтобы дела не шли в разрез с этими важными истинами.

Истинную ценность учений философа смогли оценить лишь после его кончины, а на основе его доктрины была составлена известнейшая книга «Лунь-юй», в которую вошли его цитаты и философские беседы.

Популярность учений привела к формированию конфуцианства, которое в 136 году до н.э. стало официальной формой вероисповедания в Китае, а фигура философа стала культовой. Конфуций из странствующего ученого превратился в божество, в честь которого сооружали храмы. Конфуций оставался религиозным оплотом народа вплоть до 1911 года, когда вспыхнула Синьхайская революция и была провозглашена республика.

Востоковед, специалист в области культурных традиций Китая, доктор исторических наук, профессор Алексей Маслов, смотрите в видео ниже, что он говорит о Конфуции.

Философия жизни и книга «Лунь-юй»

О том насколько сохранился оригинал «Лунь-юй» судить невозможно, так как в эпоху правления династии Цинь труды Конфуция подверглись уничтожению. Позже книга была восстановлена, но в наше время известно несколько отличающихся между собой редакций трудов великого философа. Современный текст книги базируется на текстах времен средневековья, который является историческим моментом для упрочнения религиозных основ конфуцианства. Примерной датой рождения этой формы религии считается 722-481 годы до н.э.

Заняли прочное место в традициях китайского народа. Любые отношения между людьми должны основываться на взаимном уважении, умении доверять, обязательной верности и ответственном отношении друг к другу. Конфуций представляет в своей философии государство как одну большую и дружную семью. Управление обществом должно осуществляться через правила и принципы, которые совместными усилиями вырабатываются народом и правлением.

Верил, что государство и отношения между управляющими и управляемыми обязательно должны быть регламентированы гуманностью и взаимным доверием. Он был категорически против насильственного навязывания законов и правил, так как считал, что не найдя в сердце человека отклика, он не помогут в успешном управлении и процветании страны.

Кардинальным отличием учений Конфуция является то, что он привнес в жизнь не новую философию, а возродил к жизни уже существовавшие принципы и идеи. Философ Конфуций делает акцент на том, что человек способен получить новые знания лишь на основе изученных старых правил и традиций. Постоянное стремление к обучению и внедрению в жизнь ритуалов мудрых предков способно научить человека познавать окружающий мир и мыслить.

В отличие от даосизма, который требует от человека больших самопожертвований и аскетического образа жизни, Конфуций предложил свой несверхъестественный и природный путь – обращение к культурным истокам и ценностям. Ритуал в учениях Конфуция представляет собой основу ежедневного существования. Под этим понятием понимается не нечто сложное или непонятное, но сама природа, иллюстрируя наглядно для глаз человека перемену сезонов и демонстрируя различные явления, проводит церемонию.

Конфуций говорил, что законы природы являются стабильными и постоянными, все перемены вершатся по одним и тем же древним правилам, поэтому и свою жизнь человек должен упорядочить согласно мудрости древних.

Огромное место в философии Конфуция занимает этикет – умение правильно себя вести, строить отношения с людьми, которые занимают разные положения в жизни (семья, друзья, слуги), выражать уважение людям по возрастной градации и в соответствии с их положением в обществе и чину. Этикет для Конфуция – это также возможность проявить свою индивидуальность и защитить свои интересы, регламентируемые вербальными и невербальными сигналами. Люди, соблюдающие правила этикета – это человеколюбивые члены общества (концепция «жэнь»), которые способны проявить добродетель и справедливость по отношению к другому человеку (концепция «ли»).

Место, занимаемое Конфуцием и его учениями в Китае сегодня

После установления коммунистического правления в Китае правительство приложило много усилий, чтобы искоренить конфуцианство. Но последние настрои в стране говорят о курсе на восстановление традиционных форм верований и ценностей. Сегодня Китай активно использует в своей политической модели и идеологии принципы, зародившиеся еще, когда жил Конфуций. В основном распространяются идеи связанные с укреплением национального духа. Эксперты считают, что своим экономическим успехом Китай большей частью обязан своей древней идеологии, которую некогда заложил Конфуций, делая государство идеально устроенным механизмом.

Хотя в свое время конфуцианство родилось как форма вероисповедания, сегодня его основополагающие принципы почитаются миллионами людей по всему миру за их практичность и универсальность. Современная форма религии переросла в неоконфуцианство, которое включает принципы жизни Конфуция и элементы даосизма и легизма.

Места где жил Конфуций показаны на видео.