Презентация по литературе "Православные праздники. Рождество"

РождествоВ праздновании
Рождества главной
является идея любви
и милости, связанная с
рождением в мир
Христа-Спасителя,
освятившего Собой
человечество и всю
природу, и
победившего
демоническую силу.

Святочный рассказ

Исторически святочные рассказы
вырастали из фольклорной традиции и
связаны с устным жанром святочных
быличек, содержанием которых были
рассказы о том, что случалось в прежние
времена на Святках, о разных встречах с
нечистой силой в опасных местах, или во
время гадания, или на святочной
вечеринке. Эти устные святочные
рассказы стали прообразом литературного
святочного рассказа, но весьма
отдалённым.

Расцвет жанра святочного рассказа
наступает в ХIХ веке, и связано это с
освоением западноевропейской традиции
рождественского рассказа, который
пришёл в Россию с творчеством
Ч.
Диккенса.

Чарльз Диккенс

Чарльз Диккенс - один из самых известных
английских романистов XIX века.
Литературное наследие Диккенса бесценно,
неповторимо.

Рождественская песнь в прозе

Эбенезер Скрудж

С первых страниц перед нами
предстаёт портрет самого
настоящего исчадия ада главного героя рассказа
Эбенезера Скруджа. Авторские
оценки этого персонажа
недвусмысленно
свидетельствуют об этом
факте. «Это был старый
грешник - завистливый,
жадный, твердый, как
кремень, но никакое огниво не
могло высечь из него
благородной искры».

Дух Джейкоба Марли

В вечер сочельника
Скрудж возвращается
домой из своей
конторы. И дома перед
ним вдруг предстаёт дух
его покойного
компаньона Джейкоба
Марли, умершего в
сочельник семь лет
назад.

Дух Джейкоба Марли

Что же заставило
Марли навестить
Скурджа?
Очевидно, желание
предупредить
своего бывшего
партнёра о его
недалёком и
безрадостном
уделе.

Святочный дух прошлых лет

Он отправляет героя в
детство, самое
прекрасное время в
жизни Скруджа.
Скрудж обнаруживает
самого себя сидящим
одиноко за столом с
книжкой в руках в
плену
головокружительных
фантазий и детских
грёз.

Святочный дух прошлых лет

Затем святочный дух
переносит своего
подопечного ещё на
несколько лет
вперёд, к событию,
послужившему
источником
грехопадения
Скруджа. Молодой
Эбенезер отрекается
от любимой девушки.

Дух нынешних Святок

На второй день ровно в час пополуночи Скруджу является
второй дух. Это дух нынешних Святок.
Путники прибывают к дому Боба Крэтчита, клерка,
служащего в конторе Скруджа. Сын его, малютка Тим,
тяжело болен, но пока в силах вместе с остальными
членами семьи отпраздновать Рождество. По
возвращении из храма семья накрывает на стол, перед
трапезой совершается молитва.

Дух будущих Святок

Скрудж узнает от него
о горе в семье
Крэтчитов после
смерти малютки Тима.
А через некоторое
время ужасный дух
переносит нашего
героя сначала к
изголовью постели, на
которой в полном
одиночестве расстаётся
с жизнью сам Скрудж.

Скрудж очнулся рождественским утром.
Он испытывал состояние поглощённости
воздушной и лёгкой стихией, словно парил в
небесах, и этот факт нельзя не отметить,
памятуя о той знаменательной цепи, которая
опоясывала героя и не давала распрямить
спину, расцвести сердцу. Цепь грехов
исчезает, её звенья рассыпаются.

Скрудж сдержал
своё слово и спас не
только Тима, но и
уничтожил своё
одиночество,
откликнувшись
впервые за столько
лет на приглашение
своего племянника,
и навестив родных.

Н.С Лесков - один из главных представителей этого жанра в русской литературе

Само содержание праздника Рождества
и святых дней направляет человека к
поиску и утверждению идеи любви,
милости, доброты, сострадания.

Одним из важнейших признаков жанра
является обязательное присутствие
«чудесного элемента», но вполне
реального, хоть и удивительного.

В.А. Никифоров-Волгин

Серебряная метель

В основе рассказа повествование об
ожидании и встрече
Рождества, преданное
через детское сознание.
И тем не менее
присутствуют здесь и
черты рождественского
рассказа, вырастающие
из Священного
Предания, пусть не все в
явной форме.

Серебряная метель
Мотив чуда реализуется в неявной форме:
получения подходящих отметок за
арифметику и поведение. Но главное чудо
состоит в самом факте рождения Бога в мир,
Его явлении, которое совершается как «нечто
особенное», во время вечернего
богослужения, в присутствии благодати,
ощущаемое героем в храме. Изображается
чистое сознание ребёнка, сердечно
переживающего реальность евангельских
событий.

Святочные рассказы

Святочные рассказы писали очень многие
авторы. Образцы жанра оставили нам
большие писатели: Н. С. Лесков, А. П. Чехов,
А. И. Куприн.

«Чудесный доктор» А. И. Куприн

Рассказ Александра Куприна
«Чудесный доктор», написан
в 1897 году и, как и
большинство святочных
рассказов, основан на
реальных событиях.
В этом рассказе добрый
человек, случайно узнав в
сочельник о бедствиях
одной семьи, помогает
вылечить больную девочку
и накормить голодных
детей.

Публикации раздела Литература

Как Рождество пришло в литературу

Р ождество как символ предчувствия, ожидания и в конце концов свершения чуда - привычный сюжет в литературе различных жанров. Мы решили проследить за эволюцией этого мотива в русской литературе - и тем, как он трансформировался с течением времени.

Народные традиции

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864

Фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место - отчасти благодаря повести «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя , который в России стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета. Церковь не особо поощряла народные традиции, прежде всего потому, что в их основе лежали языческие обряды. Остановимся отдельно на самом распространенном из них - колядках.

Аполлон Коринфский в своем труде «Народная Русь» писал, что понятие «коляда» имело разное значение в зависимости от региона.

«Коляда» («коледа») на севере - это рождественский сочельник, колядование - это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях». В южных и юго-западных полосах, как отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси «колядовать» означает «Христа славить». А вот в смоленских землях «колядовать» будет означать «побираться».

Колядовали по всей Руси. Молодежь после всенощной или заутрени шла целой толпой, устраивала «хождения», или колядования. При этом сопровождалось все песнями:

На сивом море
Корабель на воды,
В том кораблейку
Трое воротцы;
В перших воротейках
Месячок светичи,
В других воротейках
Сонечько сходит,
В третьих воротейках
Сам Господь ходит, ―
Ключи примая,
Рай вотмикая…

По старинному преданию, как пишет Коринфский, «накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. «Пресветлый рай» во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебной силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые-богатые. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет - все исполнится-сбудется, как по писаному, говорит народ» .

Так, обычай ждать волшебных чудес под Рождество, вышел из народных обычаев и впоследствии укоренился в литературе как мощный архетип. При этом непосредственное описание традиций чаще встречается в сюжетах волшебных сказок.

Православное Рождество

Василий Верещагин. Рождество Христово (фрагмент). Храм Христа Спасителя, Москва. 1875–1880

Другой традиционный образ, используемый в литературе, - Рождество православное. Несмотря на живучесть народных традиций, Православной церкви понадобилось всего несколько столетий, чтобы христианские обряды стали равноценными - а впоследствии и доминирующими.

С конца II до IV века Рождество как событие упоминалось в день Богоявления - 6 января, об этом пишет Климент Александрийский. Рождество как отдельный праздник, который отмечается 26 декабря, упоминается в середине IV века. В Римской империи 25 декабря праздновался языческий культ Непобедимого Солнца - день зимнего солнцестояния.

Самый подробный рассказ о рождении Иисуса Христа мы встретим в Новом Завете у Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1-я глава):

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:1–7).

После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых известил о рождении Мессии ангел, а на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары - золото, ладан и смирну не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3).

Царь Иудеи Ирод узнал о рождении Мессии, нового царя. Он приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, чтобы его уничтожить. Ангел явился Иосифу и повелел ему бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).

Эта событийная канва впоследствии становится сюжетом для переосмысления многими авторами, но чаще всего встречается в поэтических произведениях разных лет.

Рождество в светской литературе

Александр Семенов. В Рождество. 1975

Рождественские мотивы настолько прочно укореняются в литературе того времени, что произведения с рождественским сюжетом начинают публиковаться в специальных святочных сборниках и альманахах. Так рождается жанр святочного рассказа. Традиция семейного устного пересказа истории рождения Христа в канун праздника существовала к тому времени уже несколько веков, поэтому с развитием печати святочный рассказ молниеносно приживается и получает свою историю становления.

Святочный рассказ

Леонид Соломаткин. Славильщицы (фрагмент). 1868

В названии жанра святочного рассказа очевидна отсылка к понятию святок. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение:

«Святки, т. е. святые дни - двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен...»

Почти все крупные писатели, которые работали в периодических изданиях во второй половине XIX века, писали святочные рассказы: Николай Лесков , Михаил Салтыков-Щедрин , Глеб Успенский, Антон Чехов , Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, Павел Засодимский, Леонид Андреев, Максим Горький . В рождественских номерах журналов «Игрушечка» и «Задушевное слово» были опубликованы рассказы «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Дурачок» Николая Лескова. А Павел Засодимский в 1883 году выпустил два тома детских «Задушевных рассказов». Дмитрий Мамин-Сибиряк пишет детские святочные рассказы для сборника «Зарницы. Второй сборник рассказов для старшего возраста».

Часто святочные рассказы создавались не для развлечения, а для поучения детей. Авторы обращались к христианским темам и создавали на их основе простые и понятные детям истории. Формат святочного рассказа был удобен для обучения - сюда органично вписываются темы нравственности, святости, доброты, самопожертвования и честности.

В дальнейшем жанр святочного рассказа стал развиваться в двух направлениях. Сам по себе жанр рассказа стал настолько массовым, что к нему обращались все писатели - и профессиональные, и начинающие, так что святочные рассказы превращались в легкое сентиментальное чтение без особых литературных изысков. В то же время святочный рассказ для многих писателей стал полем для экспериментов и способом формирования нового литературного направления.

Структура традиционного святочного рассказа

Федот Сычков. Христославы (Дети старой деревни) (фрагмент). 1935

Первоначально святочный рассказ формировался по принципу реализма - здесь не было места чудесам, фантазиям, мистике, сверхъестественному. Если какое-то чудо и было частью сюжета, то в конце оно объяснялось и оказывалось никаким не чудом. Зачастую авторы объясняли такой ход тем, что мистический флер Рождества берет начало в народных верованиях и обрядах, которые были популярны на заре христианства. Для такого построения сюжета была характерна структура «рассказ в рассказе» - так было удобнее всего разделить две реальности рассказа - ту, в которой существуют герои рассказа, и фэнтезийную, в которой творятся чудеса.

Еще одна характерная черта сюжета святочного рассказа - путь героя и изменения, которые происходят с ним за рождественскую ночь. В этом случае чудо выступает главным двигателем сюжета - благодаря ему герой оглядывается на свою жизнь и решает ее изменить. Но это побочный рассказ с элементом чуда, саму эту историю нам излагает рассказчик.

В рассказе Николая Лескова «Христос в гостях у мужика» рассказчиком выступает старый сибиряк, который верит в правдивость всего, что произошло с его приятелем Тимофеем Осиповичем. Наталья Старыгина приводит пример в своей аналитической статье:

«Тимофей однажды в саду читал Евангелие. «Вот тут в эту самую минуту и случилося чуду начало, о котором Тимофей мне так говорит:
- Гляжу, говорит, вокруг себя и думаю: какое у меня всего изобилие и довольство, а Господь мой ходил в такой бедности... И наполнились все глаза мои слезами и никак их сморгнуть не могу; и все вокруг меня стало розовое, даже самые мои слезы. Так - в роде забытья, или обморока и воскликнул я: Господи! Если б ты ко мне пришел, - я бы тебе и себя самого отдал. А ему вдруг в ответ откуда-то как в ветерке в розовом дохнуло:
- Приду!»».

Случается, что само чудо - это внутреннее повествование рассказчика или воспоминание о рождественской истории. Причем чудо - это обязательное условие этой легенды, тогда читатель будет воспринимать его как нечто, не относящееся к реальности рассказа. Это приводит к тому, что читатель сам ищет реалистичное объяснение чуду. Случается и так, что легенда с фигурирующим в ней чудом уступает место сну героя, как это происходит в рассказах «Неразменный рубль» Николая Лескова, «Ангелочек» Леонида Андреева, «Сон Макара» Владимира Короленко. Чудо может быть представлено как больное или слишком богатое воображение героя, например «Пугало» Лескова, «Мальчик у Христа на елке» Достоевского . А иногда чудо - это мистификация, как в рассказе «Художник и черт» Антона Чехова , а иногда - лишь удачное стечение обстоятельств, как, например, в рассказах Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Старый гений». Порой вместо чуда герой сталкивается с людьми, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту, ведь Рождество - время добра и сострадания. Чудо может и вовсе не быть частью святочного рассказа - писатели обращаются к реализму и предпочитают показывать эпизоды из жизни - например, рассказы «Перед печкой», «Неразлучники», «На большой дороге» Павла Засодимского.

Со звездой. Репродукция с картины Михаила Гермашева. 1916

Как правило, в святочном рассказе все события разворачиваются за одну рождественскую ночь, в течение которой герои меняют свою жизнь и свои принципы. Например, так происходит в рассказах Александра Чехова «Тришкина душа», «Нарушитель закона», «Тяжкий грех», «Звезда», «Ночной трезвон». Уже позже авторы стали более изобретательны в сюжетных конвенциях святочного рассказа. Например, в рассказе «Художник и черт» действие начинается за четыре дня до Рождества.

В святочном рассказе мы можем встретиться с героями, которые не знакомы друг с другом, но именно в рождественскую ночь их истории пересекаются, как в рассказе Александра Чехова «Сочельник в снежном заносе» и рассказе Николая Лескова «Отборное зерно». Рассказ Лескова «Обман» тоже начинается с такой структуры: «Под самое Рождество мы ехали на юг и, сидя в вагоне, рассуждали…»

Однако, как бы ни изменялась структура святочного рассказа, как бы ни менялись принципы построения сюжета, главным в жанре остается одно - нравственная и поучительная составляющая. В финале истории неизменно следует мораль - то, ради чего герои пережили все рождественские приключения, ради чего творились чудеса. Например, в рассказе «Зверь» Лескова (1883) проповедь священника растопила сердце сурового человека, изменила его отношение к жизни и к своим близким. Рассказ «Христос в гостях у мужика» (1881) завершается моралью автора:

«Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если оно исполняет заповедь: «любите врагов ваших, благотворите обидевшим вас», и Христос придет в сердце его, как в избранную горницу, и сотворит себе там обитель».

К началу ХХ столетия вместе с общественно-политическими изменениями в стране происходит упадок жанра. Сама традиция Рождества постепенно упраздняется, и акцент в зимних праздниках смещается на Новый год, который, как по эстафете, принимает обычай наряжать елку, дарить подарки, верить в чудеса - и становится, в свою очередь, центральным сюжетом для целого ряда волшебных, теперь уже новогодних, произведений.

Марина Филимонова

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста .

Цели : 1. Дать представление о библейском событии.

2. Познакомить детей с народными традициями и обычаями, связанными с этим праздником.

3. Воспитывать чуткое отношение к окружающим.

4. Обогащение словаря за счет подбора синонимов, антонимов; объяснения идиоматиеских выражений.

5. Изготовление рождественских подарков .

Оборудование : аппаратура для демонстрации презентации , макет рождественского вертепа , материалы и инструменты для изготовления поделки.

Предварительная работа : с детьми проводится ряд бесед по основам православной культуры, на которых детям дается элементарное представление о том, кого называют Богом, ангелами; дети заучивают стихи, используемые в рассказе воспитателя.

Ход : Дети рассаживаются перед экраном. Следует рассказ воспитателя, иллюстрируемый презентацией .

Текст к прензентации «Детям о Рождестве » .

Ребята, после Нового года в январе есть еще один праздник. Кто знает, какой? Да, это Рождество . Об этом празднике и будет сегодня рассказ.

Звучит песня Е. Королевой «Славная ночь Рождества » .

Рассказ воспитателя : Слово «рождество » обозначает «день рождения » . Когда у вас день рождения , радуетесь вы и все ваши близкие. Но однажды на Земле родился младенец , которому обрадовались очень и очень многие люди, потому что это был Бог. А было это так. Давным-давно в далекой восточной стране жили три мудреца-звездочета. Их называли «волхвы» . Из своих книг они знали, что когда-нибудь на земле родится Бог. А чтобы все люди могли узнать о том, когда же это случится, в небе появится новая звезда. И вот волхвы каждую ночь смотрели в небо, они знали каждую звездочку. Но однажды они увидели новую необыкновенную звезду. Она была больше и ярче всех других. И, о чудо, она не стояла на месте, а плыла по небу, как бы приглашая за собой. (Кадр 2) . И волхвы отправились в путь, чтобы увидеть Бога своими глазами. В те времена не было автомобилей и, тем более, самолетов. Волхвы снарядили верблюдов и отправились в дорогу. Путь их был труден и долог. Но звезда вела их, и,если волхвы уставали, она останавливалась, чтобы дать им отдых. (Кадры 3-5) .

А тем временем в стране Иудее грозный царь Ирод решил узнать, сколько людей живет в его стране, много ли людей подвластны ему. Чтобы не было путаницы, Ирод велел всем прийти в тот город, где они родились. В свой родной город Вифлеем отправилась и молодая женщина Мария. Ей было трудно идти, ведь у ней скоро должен был родиться малыш, но нельзя было не исполнить приказа царя. (Кадр 6) . В городе Вифлееме собралось множество народа, все гостинницы, все постоялые дворы были заняты. Мария и ее спутник Иосиф шли от дома к дому, но никто не давал им места для ночлега. (Кадры 7-8) .

Вопрос детям : Как вам кажется, ребята, можно было как-нибудь помочь Марии? Или уж ничего не поделаешь, раз места нет?

Предполагаемый ответ детей : Кто-нибудь мог бы ей уступить место.

Воспитатель : Конечно, ребята, сильные молодые мужчины могли бы уступить ей свое место. Да и любой добрый человек мог бы это сделать. Но вот беда, во всем городе не нашлось ни одного доброго человека. Все люди были злыми. Вот поэтому и пришел на землю сам Бог, чтобы вылечить людей от злобы, жадности, зависти.

Вопрос : А какие близкие по значению слова можно подобрать к слову «злой» ?

Ответы детей : Плохой, нехороший, сердитый, недобрый, негодный.

Воспитатель : Верно, ребята. А вот есть еще одно слово - «жестокосердый» . Это значит, что сердце у человека твердое, как камень. Вот камень ничего не чувствует, так и сердце бывает не чувствует боль или горе другого человека. Но о таких я даже говорить не хочу. Давайте лучше подберем слова, подходящие по смыслу к слову «добрый» .

Ответы детей : Хороший, нежный, ласковый.

(Часто дети к слову «добрый» подбирают синоним «красивый» . Здесь уместно напомнить детям сказку о «Мертвой царевне» Пушкина или сказку «Белоснежка и 7 гномов» . В этих сказках мачеха была очень красивая и очень злая. Можно, также, вспомнить сказку «Аленький цветочек» Аксакова или мультфильм «Красавица и чудовище» , где положительный персонаж оказывался в образе чудовища.)

Воспитатель : Еще, ребята, есть такие хорошие слова : «добросердечный» , «чуткий» . А как вы думаете, о добром или злом человеке скажут : «У него золотое сердце?» Почему?

Ответы ждетей .

Воспитатель : Действительно, золото – это драгоценность. Доброе сердце люди ценять также дорого, дороже красоты лица. Нет такого выражения - «золтое лицо» . Об умелых людях скажут : «золотые руки» , об умных - «золотая голова» . О хороших - «золтой человек» , «золотое сердце» , а вот «золотое лицо» ни о ком не говорят.

Но давайте вернемся в город Вифлеем. Бедная Мария, не найдя пристанища, вышла из города. Она нашла убежище в бедной пещере (на старинном языке пещера называлась «вертеп» , где пастухи укрывались от непогоды вместе со своими стадами. (Кадр 9) . В то время в пещере никого не было. Когда у Марии родился малыш, молодая мама запеленала его и положила на мягкую солому в кормушку для животных. Ведь там не было никакой кроватки. (Кадр 10) . Эта кормушка называлась «ясли» . Вам знакомо это слово? Да, самая младшая группа в детском садике называется «ясли» , в честь этой самой кормушки, где лежал новорожденный Бог . В это время ангелы сообщили пастухам радостную весть, что в их пещере родился Бог. (Кадр 11) . Сначала пастухи испугались, но потом обрадовались и побежали в свою пещеру. Пришли к пещере и волхвы. Все хотели увидеть младенца Бога , которого назвали Иисус Христос. (Кадр 12) .

Читается стихотворение :

Давайте забудем и горе и грусть,

Сегодня родился младенец Иисус .

Родился он ночью, в холодной пещере,

Его окружали лишь птицы да звери,

Да ангелы, да пастухи и волхвы.

А значит, все люди, а значит, и мы

Стояли тихонько и молча смотрели

На дивное чудо в святом Вифлееме.

Воспитатель : Мы можем и сейчас побывать в этой пещере. Надо только купить билет в страну Израиль в город Вифлеем. Над этой пещерой выстроен храм. Давайте войдем в него. (Кадр 13) . Видите звезду на полу?. Говрят, это то самое место, где стояли ясли младенца Христа . Волхвы принесли с собой подарки. Эти подарки сейчас хранятся в стране Греции на святой горе Афон. (Кадры 14, 15) . Теперь, в воспоминание об этих дарах, принято детям на Рождество тоже дарить подарки . Много других хороших обычаев связано с праздником Рождества . Например, обычай украшать елку. (Кадр 16) . Как этот обычай появилася? Есть об этом много разных научных предположений и даже сказок. Я хочу рвссказать вам одну из них. Когда родился Бог, не только люди и звери захотели поклониться ему, но даже и растения. Одна пальма сказала : «Я принесу Богу в дар свои прекрасные листья, они будут ему опахалом во время жары.» Другая ответила : «А я принесу ему свои сладкие финики» . Елочка сказала : «Я тоже хочу поклониться новорожденному Богу » . Гордые пальмы засмеялись : «Зачем ты пойдешь? Что ты можешь подарить? Ветки твои такие колючие, а шишки несъедобные!» Но елочка была доброй, она не рассердилась на своих хвастливых подруг и только подумала : «Что ж, действительно, я не такая красивая, как пальмы. Платье мое бедное и колючее. Но мне очень хочется увидеть Бога. Посмотрю на него хотя бы издалека». И Бог наградил елочку за ее скромность и доброту. С неба на косматые ветки елки спустились звездочки и украсили ее собой. Елочка стала самой красивой и нарядной, но не загордилась. Свой чудесный наряд она надевает только раз в году на праздник Рождества . А на макушке елки всегда сверкает восьмиконечная звезда, похожая на ту, что привела волхвов в Вифлеем. С это чудесной звездой связан еще один обычай. Накануне Рождества (этот день называется Сочельник, некоторые люди ничего не едят, пока на небе не засверкает первая звездочка, которая как бы скажет, что Бог уже родился. (Кадр 17) .

Читаются стихи Е. Королевой «Какой удивительный вечер» (в сокращении) .

Какой удивительный вечер,

Тихонько сосульки звенят.

А елки в дали словно свечи

Покрытые снегом стоят.

И чудится вдруг почему-то

Вон там, осветив небосвод,

Чудесная звездочка будто

По небу сейчас поплывет.

В тот миг вся земля засияет,

Не будет ни горя, ни слез,

Ведь каждый на свете узнает –

Родился Спаситель Христос.

Так люди ждут этого часа, что даже забывают о еде. Дети перед праздником мастерили игрушечный вертеп (Кадр 18, плюс к этому показываю вертеп, изготовленный мной) . После Рождества дети и молодежь наряжались, изготавливали большую Вифлеемскую звезду и с этой звездой ходили по домам, распевая рождественские колядки . Это такие песенки, в которых славили новорожденного Бога Христа . За это ребят называли христославы. Хозяева одаривали христославов конфетами, пряниками, орехами. (Кадр 19) . Неделя после Рождества называлась Святой неделей, или, по народному, «святки» . Считалось, что в эти дни сам Бог ходит по земле и всем помогает. И люди в это время старались делать добрые дела , радовать своих близких угощением и подарками. (здесь возможно продемонстрировать короткометражный игровой видеофильм «Рождественский ангел » или включить запись песни «Елка в Рождество » ). А хотите, ребята, и вы приготовить рождественские подарки ? (Дети пересаживаются за столы и изготавливают поделку) .

Существовал в России и жанр рождественского рассказа, святочной сказки. Тон задавали переводные новеллы Диккенса и Андерсена, которых русский читатель полюбил чрезвычайно. В 1876 году Достоевский пишет рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке», настоящий шедевр святочной литературы.

К сожалению, он редко писал рассказы, мыслил романами. А тут вместил трагедию мира сего в несколько страниц. «У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замёрзли ещё в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвёртые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей всё стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слёзы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…» . Мальчик умирает. Рассказ переиздавали ежегодно. Популярным детским чтением он не стал, да и не мог стать, он предназначен для подготовленных читателей Достоевского.

Тут появляется и мотив «пира во время чумы». Для одних — иллюминация, шумные праздники во дворцах, для других — бесприютный мороз, голод, гибель. Вот вам и «социальные мотивы». А как же без них в нашей классике с ее критическим реализмом, который не был пустой выдумкой литературоведов?

Фёдор Михайлович слагал и стихи. Складности и плавности не добивался — как, впрочем, и в прозе. Тем и интересен, что писал не по трафаретам. «Читал твои стихи и нашел их очень плохими. Стихи не твоя специальность», — писал ему брат. Но они тем и примечательны, что то и дело переходят в бормотание. Есть в этих стихах наивная, неограненная сентиментальность — на грани пародии:

Крошку-ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
“Как пойдешь ты через ельник,
— Он с улыбкою сказал, —
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне”.

1854

Как и стихи капитана Лебядкина, эти строки аукнутся в детской и в абсурдистской поэзии ХХ века. Кроме того, «Божий дар» Достоевского до сих пор остается в школьном чтецком репертуаре.

Пожалуй, лучшее описание Рождества в ХХ веке — ностальгическое «Детство Никиты» Алексея Толстого. Это утончённая идиллия. Как подробно и влюбленно жизнелюб Толстой описывает подготовку игрушек, счастливый ритуал Рождества, когда дети «стонут от восторга»: «В гостиную втащили большую мерзлую елку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За этой работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола». Это написано в неидиллические двадцатые годы. Тогда многие вспоминали детство, у Толстого это выткалось образцово.

У Бориса Пастернака в довоенные годы христианские мотивы возникали в стихах нечасто. Трудно было предсказать, что его потянет к «архаике». Маска Юрия Живаго — героя романа — позволяла уйти от реальности. Впрочем, Пастернак давно научился убегать от нее в фундаментальные переводы, в Гёте и Шекспира… Он не просто обращался к новой для себя эстетике, менялось мировоззрение поэта:

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла —

Так и сложился канон рождественского стихотворения в ХХ веке. Тёплого, но не горячего.

На пике антирелигиозной пропаганды начал «вослед Пастернаку» писать рождественские стихи Иосиф Бродский. Это была многолетняя литературная акция, о которой он охотно рассуждал: «У меня была идея в свое время, когда мне было 24-25 лет… на каждое Рождество писать по стихотворению… Это был 1972 год…». Надо отдать ему должное: идею почти удалось воплотить. А начал Бродский даже раньше: в 1962-м написал знаменитый «Рождественский романс», в котором, правда, евангельской фактуры почти нет. К тому времени он еще и Библии не читал. Но уже через год появилось стихотворение, перенасыщенное библейскими знаками:

Спаситель родился
в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.

Это своеобразный архаический манифест, который в 1963 году воспринимался как вызов. О первых космонавтах поэты тогда вспоминали гораздо чаще, чем о героях Евангелий, а популярность христианской эстетики зародится в интеллигентской среде ближе к началу семидесятых. Определенно, Бродского заворожили «Стихотворения Юрия Живаго». Хрущев обещал вот-вот предъявить обществу «последнего попа», а доблестный тунеядец голосом пономаря повторял библейские имена как заклинание.

Бродский принялся писать не менее «нездешние» стихи, чем Пастернак от лица Живаго. Это помогало избежать любых проявлений советской конъюнктуры, которой поэт боялся панически. Он своего добился: рождественские стихи были несовместимы с журнальной конъюнктурой того времени. Снобизм по отношению к советской реальности стал поводом к библейскому циклу. В лучших рождественских стихах Бродского больше городской круговерти ХХ века и меньше многозначительных библейских перечислений:

В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
Производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.

Тут скорее — панорама предновогодней, а не рождественской ленинградской суеты, хотя без евангельской символики не обошлось: когда Бродский остается в музейном пространстве древнего Вифлеема — он лишь повторяет мелодии и ритмы Юрия Живаго. Получается хладнокровнее, чем у Пастернака.

А лучшее стихотворение о Рождестве, на мой субъективный взгляд, написал Мандельштам. Он обошелся без риторики, без «художественного пересказа». Да и неровное получилось произведение. Неровное и нервное. Восемь строк, обрывочное повествование. Зато настоящие стихи:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

Такие строки, прочитав, уже не позабудешь. Хотя написаны они не для хрестоматий.

Арсений Замостьянов