Подвижные игры на свежем воздухе как способ закаливания детского организма у детей с нарушением интеллекта в ддиуод (из опыта работы). Конкурсная игра «О пользе закаливания Игры для закаливания ума для начальной школы

Т.А.Кокорина

воспитатель обособленного структурного подразделения

«Шалакушский детский сад»,

МБОУ «Шалакушская СШ»

Прогулка, как средство закаливания и повышения двигательной активности детей

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

Прогулка – один из способов закаливания воздухом. Это эффективное средство укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей. При систематическом воздействии солнца и воздуха повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, дождь, жара и др.).

Свежий воздух в сочетании с активными физическими упражнениями и играми влияет на организм особенно благотворно. Организуя прогулку на свежем воздухе, мы создаём условия для активной деятельности детей. Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей должно предусматривать:

1.Использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

2.Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

3.Применение разных способов организации дошкольников;

4.Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

5.Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

6.Активизацию детской самостоятельности;

7.Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Активные движения повышают устойчивость организма человека к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Взрослые помогают ребёнку полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от достигнутых усилий при овладении каким-либо из них – промчаться на лыжах, коньках, научиться свободно владеть мячом и т.п. Формируя положительное отношение к физическим упражнениям, мы помогаем детям увереннее их выполнять, развиваем способность преодолевать возникающие препятствия, прикладывая для этого необходимые волевые усилия.

У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Поэтому необходимо заинтересовать ребёнка красивым ярким обручем, мячом, разноцветными скакалками. Малоактивных детей стараемся привлекать в весёлые игры, помогаем проявить имеющиеся у них способности.

Обязательно для прогулки планируем не только подвижные, но и спортивные игры (хоккей, футбол, баскетбол, бадминтон, городки), а также спортивные упражнения (катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на велосипеде, самокате).

При проведении прогулки учитываем, какие занятия предшествовали: если они носили подвижный характер, то прогулку начинаем с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движения, то в начале прогулки организовываем подвижную или спортивную игру.

Ежедневно на прогулке проводим подвижные игры, подобранные на основе программных требований, соответствующие возрасту детей. В них дети выполняют разные беговые и прыжковые упражнения, благотворно влияющие на их здоровье и общее развитие. Старшие дети особенно любят игры с бегом, метанием: «Охотники и утки», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Ловишки с мячом» и др., а малыши - «Птичка и птенчики», «Кот и мыши», «Солнышко и дождик» и др. Умение легко и быстро бегать помогает ребёнку успешно участвовать в подвижных играх, эстафетах, спортивных упражнениях: «Кто быстрее?», «Не опоздай», «Перемена мест».

Особое внимание уделяем пешим прогулкам за пределы участка. Такие прогулки не только познавательны, но и решают задачи физического воспитания. Основное движение в пешей прогулке – ходьба. Быстрая и достаточно длительная ходьба относится к эффективным оздоровительным упражнениям циклического характера, она способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию выносливости, тренирует дыхательную и сердечно - сосудистую системы . Природа создаёт такое многообразие движений, что одни и те же движения могут быть выполнены в огромном количестве вариантов. Например, во время экскурсии в лес: ходьба и бег по извилистой тропинке, между деревьями, по мху, с горки – на горку, под низко опущенными ветками деревьев; наклоны при сборе ягод, природного материала, метание шишек вдаль, вверх, в цель; перепрыгивание через канавку или камень, пройти по узкому мостику и т.д. В природных условиях двигательные возможности детей значительно расширяются, обогащается их двигательный опыт. Использование естественных препятствий помогает нам воспитывать в детях самостоятельность, смелость, находчивость, взаимопомощь.

Во время проведения прогулки к реке, дети наблюдают за сезонными изменениями природы, за птицами, деревьями. Также они могут поупражняться в метании мелких камней в речку. Мы обучаем детей правилам безопасного поведения, умению справляться с редко встречающимися трудностями, что снижает вероятность получения ими травм в повседневной жизни. Также дети учатся организованности, воспитывается чувство товарищества, взаимовыручки при ходьбе парами. На начальном этапе малыши идут на прогулку, держась за верёвочку, затем ставим малыша в пару со старшим ребёнком. Длительность прогулки постепенно увеличиваем. В старшей группе пешая прогулка проводится в 2 перехода: 30-40 мин. - движение в одну сторону, затем привал, во время которого проводим игры, наблюдения. Со старшими детьми – это прогулки к реке, в лес, по улицам посёлка, с малышами мы ходим в парк, находящийся недалеко от детского сада. Форма организации детей зависит от того, где проходит прогулка: по улицам посёлка, у реки – дети идут парами; в парке, в лесу, на школьном стадионе у детей появляется возможность двигаться свободно. Если в начале года мы видим, что детям трудно преодолеть даже короткую дистанцию, то к концу года дети легко преодолевают путь, выглядят бодро.

Хорошее оздоровительное действие на детей оказывают также лыжные прогулки. Обучаем их ходьбе на лыжах скользящим шагом, разворотам, подъёму на горку «лесенкой» и спуску с горки в основной стойке. Совместно с родителями наших воспитанников организуем воскресные походы на лыжах в лес, проводим игры-соревнования.

У детей и родителей появляется возможность полюбоваться зимним пейзажем, подышать морозным воздухом, а элементы соревнований побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстрота, ловкость, выдержка, самостоятельность, настойчивость).

Повышению двигательной активности на прогулке способствует также проведение спортивных праздников, досугов, развлечений, которые проводим не только на участке детского сада, но и на природе: «День рождения берёзки», «Здравствуй, лето!», «Весёлые старты» и др.

Таким образом, прогулка – наиболее доступное средство закаливания и повышения двигательной активности детей в любое время года. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетать их с физическими упражнениями. Польза от совершаемых детьми движений неизмеримо выше, если они выполняют их охотно и радостно. При эмоционально окрашенных упражнениях и играх проявляется более высокая работоспособность, активность, стремление к дальнейшему овладению двигательными действиями. Для прогулки следует предусматривать разнообразие движений, обновлять упражнения и игры, поддерживая этим заинтересованность детей и их активное стремление к подвижной деятельности.

Список информационных источников:

  1. Змановский Ю.Ф. «Воспитываем детей здоровыми» Москва «Медицина»1989г.
  2. Шишкина В.А. «Движение +движение» Москва «Просвещение» 1992г.

Цели:

  1. Выделить и изучить действие природных факторов оздоровления.
  2. Рассмотреть некоторые формы закаливания.
  3. Выделить правила закаливания организма человека.

Оборудование: раздаточный печатный материал, плакат - изображение лица с точками воздействия (для точечного массажа).

Для игры: губка, полотенце, мыло, вода, кувшин, ведро, щётка пластмассовая, варежка из махрового полотенца, тазик, таблички “Водные процедуры”.

ХОД БЕСЕДЫ.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМЫ

Ведущий. Какие правила сохранения здоровья вы знаете и соблюдаете?

Ведущий предлагает детям ответить на поставленный вопрос в форме игры «Ручеек здоровья». Игра заключается в том, чтобы дети по очереди рассказывали о том, что они делают для своего здоровья.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постановка учебной задачи

Ведущий . Но кроме этого, есть еще одно важное занятие, его нужно выполнять, как закон, тогда вы не будете бояться простуды. Я сейчас вам расскажу одну историю, а вы сами сделайте выводы.

«Представь себе, что я весь - лицо»

В Древнем Риме в холодную погоду тепло одетый юноша встретил старика. На старике была только одна набедренная повязка.

Как ты, старик, не мерзнешь в такой холод? - спросил юноша.

Но ты же не закрываешь лицо? - вместо ответа заметил старик.

Но то же лицо, оно привыкло! - воскликнул юноша.

Так представь себе, что я весь - лицо, - ответил старик.

Ведущий . Как вы понимаете ответ старика? Объясните...

При помощи специальных мероприятий можно повысить устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды, далее к таким, как возбудители инфекционных заболеваний. Это достигается закаливающими процедурами. Закаливанием называют получение организмом стойкости для сопротивления болезням.

Итак, дети, тема нашего урока сегодня: «Если хочешь быть здоров - закаляйся!»

Литература

  1. Адаптационные занятия с первоклассниками. / авт. - сост. С. И. Тукачева. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа / И. Н. Попова, С. А. Исаева, Е. И. Ромашкова. - 2 - е изд. - М.: Айрис - пресс, 2006.
  3. Система общешкольных мероприятий (компакт - диск) - издательство «Учитель», 2006.
  4. Учебно - воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 2 / авт. - сост. Н. А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005.

Каждый человек должен уметь плавать и чем раньше он научится, тем лучше.
Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плаванья чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В тоже время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопие.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на оздоровления, закаливания детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется так же нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуется движения, увеличивается выносливость. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умение и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирования его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – это не действие в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно по этому обучение плаванию, направленно на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятие плаваньем развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Плаванье – это здоровье!
Плавать – значит оздоровляться!
Наиболее сильным закаливающим средством является купание в бассейне и посещение «Фито – бара».
Дети после бассейна регулярно посещают «Фито – бар! Там они получают отвары из листьев эвкалипта, шалфея, сосновых и берёзовых почек, багульника, фиалки, череды, мать-и-мачехи, липового цвета. Принимая чай из трав, ребёнок успокаивается, у него улучшается сон, аппетит, повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям, укрепляется нервная система. Благоприятное его воздействие проявляется в настроении ребёнка – он становится бодрым, жизнерадостным.
Укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости в условиях детского сада, во многом зависит от регулярного посещения бассейна и «Фита – бара».
Добро пожаловать в бассейн!
При регулярном проведении занятий обязательно чередую физическую нагрузку отдых, смена упражнений и игр. Игры все проводятся в интересной форме с различными атрибутами. Постепенно увеличиваю нагрузку на каждом занятии, что является важным условием предупреждения травматизма.
Учитываю особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка, все это помогает достигнуть лучших результатов. Постепенно, последовательно в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжение, плавание с предметами в руках или облегченными способами и т. д.) является одним из условий обучения детей. В этом залог усвоения, их сложных приемов плавания, их техники, и приучивание детей к самостоятельности выполнения упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).
Применяю принцип наглядности ласковые, мягкие, ободряющие интонации голоса, поддерживаю радостное, бодрое настроение на занятии.
Решающую роль в формировании навыков плавания играют упражнения. Опыт показал, что они являются основным средством обучения. Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендую осваивать следующим образом: в начале у детей формирую (при помощи показа и пояснений) представление о конкретном спортивном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые затем соединяются. Использование этого метода предусматривает определенную последовательность постановки задач, подбора упражнений, игр и приемов обучения.
1. Разучивание движения ног (на суше) в воде.
Б) в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания.
2. Разучивание движения рук
А) на суше и стоя в воде.
Б) в согласовании с движением ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении.
В) то же в согласовании с дыханием.
Г) плавание, совершая гребковые движения руками без выполнения движений ногами (ноги свободно вытянуть).
3. Разучивание способа в целом, т. е. отработка согласованных движений рук и ног и дыхания.
4. Совершенствование плавания с полной координацией движений.
Выполнение простых, легких плавательных движений подводит к овладению более сложных. На занятиях целесообразно сочетаю отдельные подготовительные упражнения с плаванием в полной координации, широко применяю игры и поощряю попытки детей к самостоятельному плаванию избранными способами.
Стараюсь поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремлюсь к тому, чтобы упражнения, игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждаю их к стремлению научиться плавать хорошо.
Для формирования интереса к упражнениям на воде и отработке техники плавания используют образные выражения и сравнения, которые облегчают понимание сущности задания и его выполнение, например: «Гуди, как паровоз», «Нырни, как утка», «Работай руками, как мельница» и т. п.
У здоровых, закалённых детей всегда здоровый вид, хороший аппетит, спокойный сон. Они могут без вреда для здоровья даже зимой долго находиться на прогулке, хорошо переносят обтирание и обливание прохладной водой.
Лучшие средства закаливания – воздух, солнечные лучи и вода. У закалённого ребёнка воспитывается привычка переносить холод и жару. Его нервная система приспосабливается к колебаниям температуры внешней среды. Кора головного мозга быстро уравновешивает образование и расходование тепла в организме и не допускает тех болезненных состояний, которые возникают у незакалённых детей, которые не систематически посещают бассейн.
У закалённого ребёнка образуются полезные условные рефлексы. Они проявляются например: при раздевании и подготовке ребёнка к обтиранию или обливанию прохладной водой. В это время у него изменяется дыхание, кровообращение, состояние кожного покрова, повышается обмен веществ и резко увеличивается выработка тепла в организме. Все внутренние ресурсы самозащиты быстро мобилизуются для предохранения организма ребёнка от переохлаждения.
Положительный эффект закаливания детей может быть достигнут только при строгом соблюдении основных принципов закаливания: индивидуального подхода при выборе плавательных процедур, постепенности, а также при систематичности и постоянстве посещения бассейна.

Конкурсная игра «О пользе закаливания»

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! »

Ведущий . Почему люди простуживаются? Дело в том, что кожа человека гораздо чувствительнее к холоду, чем к теплу. И для того чтобы даже легкий сквозняк не вызывал переохлаждения и не привел к насморку, чиханию, более серьезным последствиям, необходима тренировка тела к холодным воздействиям. Но это еще не все. Наше тело –«общежитие» для микробов. Защитные силы организма сдерживают их размножение и «подрывную» деятельность. Но вот в результате какого –то сильного воздействия, например охлаждения, защитные силы ослабевают и болезнетворные микробы, дотоле спокойно гнездившиеся в определенном месте организма, начинают проявлять свои вредные свойства. Обостряется хронический ринит, и начинается насморк, замучает ангина или возникает общая реакция организма, которая прежде называлась простудой.

Блиц – опрос

1. Как часто в этом году у вас была простуда?

0- ни разу

1- от 1до 4 раз

2- более 4 раз

2. Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания (бронхит , гайморит, ринит, тонзиллит, ларингит, ангина)?

1- одно заболевание

2- комплекс заболеваний

3- Бывают ли у вас дни общего недомогания (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли и т. д.)?

0- крайне редко

2- Очень часто

Если вы набрали 0-1 балл, то ваше здоровье в порядке,

2-4 балла – вы в группе риска,


5-6 баллов – ваш организм ослаблен.

Ведущий Подводя итоги опроса, мы увидели, что среди нас многие имеют ослабленное здоровье и подвержены простудам и заболеваниям органов дыхания. Как помочь себе? Ответ один - закаливание.

Закаливание организма.

Что такое закаливание?

Современные жилища, одежда, транспорт и т. п. уменьшают воздействие на организм человека атмосферных влияний, таких как температура, влажность , солнечные лучи. Уменьшение таких влияний на наш организм снижает его устойчивость к факторам окружающей среды.

Давно замечено, что очень низкая или высокая температура наружной среды вызывает заболевание одних людей, тогда как другие легко это переносят. При одинаковых условиях (возраст, пол, одежда) легче переносит мороз и жару тот человек, который с малых лет закаливал свой организм, приучал его к колебаниям температуры.

Следовательно, закаливание – это комплекс приемов, которые систематически используются для тренировки устойчивости организма к температурным воздействиям окружающей среды.

Физиологический механизм закаливающего воздействия.

Систематическое и многократное действие на организм понижения или понижения температуры окружающей среды, солнечного облучения вызывает перестройку уровня обмена веществ и многих других физиологических функций.

Наиболее важным является закаливание к холоду, так как переохлаждение – самая частая причина острых респираторных заболеваний (ОРЗ). При закаливании под влиянием систематического действия холодного воздуха усиливается обмен веществ, повышается иммунитет – способность быстро мобилизовать защитные силы. Сердечная деятельность становится более интенсивной, ускоряется движение крови по сосудам. В кожу поступает больше согретой внутри тела крови, что предохраняет поверхность организма от переохлаждения. Закаливание обеспечивает тренировку этих процессов, их более четкое, отлаженное управление.

У закаленных людей, которые регулярно обтирают тело влажным полотенцем или обливаются холодной водой, расширение и сужение сосудов кожи происходит быстрее.

При изменении температуры окружающей среды организм сразу же приспосабливается к этим условиям: сосуды кожи сужаются, обмен веществ повышается. Поэтому закаленные люди мало подвержены простуде. Они более выносливы. Охлаждение у таких людей вызывает не угнетение защитных сил, а, наоборот, их активизацию.

В выработке устойчивости к простудным заболеваниям большая роль принадлежит реакции сосудов не только того участка, который подвергается охлаждению, но и всего тела. Так, у незакаленных людей при охлаждении стопы менее чем на 5 градусов С возникает реакция слизистой оболочки носа – расширение ее сосудов, набухание и выделение обильного секрета, т. е. развитие насморка, часто осложняющегося ангиной, гриппом и другими заболеваниями. У закаленных людей таких изменений со стороны слизистой оболочки носа почти не возникает. Поэтому закаленные люди страдают насморком значительно реже, чем незакаленные.

Методы закаливания.

Основными условиями, которые нужно выполнять при закаливании организма, являются систематическое использование закаливающих процедур и постепенное наращивание силы воздействия.

Надо помнить, что через 2-3 месяца после прекращения закаливания достигнутый ранее уровень устойчивости организма начинает снижаться.

Наиболее распространенной формой закаливания является использование свежего прохладного воздуха . Для этого в теплое время года хороши длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытым окном. Дома полезно ходить по полу босиком, причем в первый раз в течении 1 минуты, затем каждую неделю увеличивать продолжительность на 1 мин.


В холодное время прогулки пешком хорошо дополнять ходьбой на лыжах, бегом на коньках, медленным закаливающим бегом в облегченной одежде.

Повышению устойчивости к низким температурам способствует также занятие утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении.

Более сильный закаливающий фактор - вода.

Кроме, температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, что является своеобразным массажем, улучшающим кровоснабжение. Закаливание можно проводить в виде обтирания или обливания водой.

Начинают закаливание водой при температуре ее не ниже 33-35 Си дальше через каждые 6-7 дней воду охлаждают на 1 С. При такой температуре можно продолжать обтирание и обливание довольно продолжительное время. Если со стороны организма не возникает никаких изменений, температуру воды можно довести до температуры водопроводной – 10-12 С.

Большим закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах .

При этом раздражение водой сочетается с воздействием воздуха. При купании согреванию тела способствует усиленная работа мышц во время плавания. Обычно начинают купаться при температуре воды и воздуха не ниже 18-20 С и прекращают при температуре воды 10-12 С, воздуха 14-15 С. Вначале продолжительность купания составляет 4-5 мин., постепенно ее увеличивают до 15-20мин. Во время слишком долгого купания или купания в очень холодной воде усиленный обмен веществ не может восполнить потерю тепла и организм переохлаждается. В результате вместо закаливания человек наносит вред своему здоровью.

Одним из закаливающих факторов является солнечное облучение.

Оно вызывает расширение сосудов кожи, усиливает деятельность кроветворных органов, способствует образованию в организме витамина D. Это особенно важно для предупреждения заболевания рахита у детей. Продолжительность пребывания на солнце вначале не должна превышать 5 минут. Постепенно ее увеличивают до 40-50 мин, но не более. При этом надо помнить, что неумеренное пребывание на солнце может привести к перегреванию организма, солнечному удару, ожогам кожи.

Но, начиная закаливаться, нужно помнить, что:

1. Сначала надо избавиться от «микробного гнезда» в организме в виде больных зубов,

воспаленных миндалин и т. д.

2. Закаливание должно быть постепенным.

3. Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня.

4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма, ведь разные люди

по-разному реагируют на низкие температуры.

5.Нужно использовать любую возможность для закаливания.

Викторина.

1. Назовите средства закаливания.

(Солнце, воздух и вода).

2.Приведите пример общих закаливающих процедур.

(Душ, купание, загорание)

3.Приведите пример местных закаливающих процедур.

(Умывание прохладной водой, ножные ванны, ходьба босиком и т. д.)

4. Как возобновить закаливание, если по какой – либо причине оно было

прервано.

(Нужно «вернуться назад», например, если до перерыва в занятиях вы обливались водой 20 градусов С, то после перерыва будете пользоваться водой до 24 градусов С).

5.Какие процедуры можно принимать, не выходя из своей комнаты?

(При открытом окне – солнечные и воздушные ванны)

6. Как влияют занятия физкультурой на процесс закаливания?

(Положительно, так как в процессе занятий спортом «приучение»

организма к воздействию холода идет быстрее).

7. В каком возрасте можно начинать закаливание?

(С рождения)

8. Как умение одеваться может помочь в закаливании?

(Одежда должна соответствовать сезону года. Нельзя ходить зимой без

шапки и куртки, а в теплом помещении ни в коем случае нельзя

находиться в теплой одежде)

9. Почему считается, что успех в закаливании зависит от настойчивости и

упорства?

(Потому, что главное в закаливании – систематичность процедур)

10. Можно ли соревноваться в закаливании?

(Нет, у каждого – свой ритм и график)

Игры в ЛФК подразделяются на 4 возрастающие по нагрузке группы: 1) игры на месте; 2) малоподвижные; 3) подвижные; 4) спортивные. Они позволяют использовать избирательное воздействие, достаточно точную дозировку интенсивности упражнений, разносторонних по своему влиянию на волевые качества больных. Игры применяются в целях нормализации функций или закрепления различных компенсаций.

2.4.5. Естественные факторы природы

Естественные факторы природы применяются в следующих видах: а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания; в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание в пресных водоемах и в море.

Наиболее благоприятные условия внешней среды и более широкие возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными факторами оздоровления больного.

Закаливание - комплекс методов целенаправленного по­вышения функциональных резервов организма и его устой­чивости к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего дозированного воз­действия этими факторами.

Закаливание - одно из важнейших направлений профи­лактики, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в санаториях, домах отдыха, пансионатах. Закаливание можно рассматривать как адаптацию, которая достигается путем систематического многократного воздействия того или иного физического фактора на организм, что вызывает перестройку метаболизма и некоторых физиологических функций, на­правленную на обеспечение гомеостаза; при этом совершен­ствуются нейрогуморальные и обменные процессы в различных органах и системах.

Закаливание специфично, т.е. определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию определенного физического фактора.

Организм человека, несмотря на разностороннее воздействие внешних факторов, обладает высокой способностью сохранять

постоянство своей внутренней среды (состав крови, температура тела и т.п.), при которой только и возможна его жизнедея­тельность. Малейшее нарушение этого постоянства уже свидетельствует о заболевании.

Закаленный человек обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость, оптимизм.

Наиболее эффективны систематические закаливающие тренировки с использованием воздействия разнообразных природно-климатических факторов.

Приступая кзакаливанию воздухом, водой и солнцем, необходимо учитывать следующее.

    Закаливание необходимо начинать с простейших форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой и др.) и только после этого постепенно увеличивать закаливающую дозировку и переходить к более сложным формам. Приступать к купанию в холодной и ледяной воде можно только после соответствующей подготовки и консультации у врача.

    Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе. При этом нужно одеваться так, чтобы не испытывать в течение продолжительного времени ни холода, ни излишнего тепла (чрезмерное укутывание создает тепличные условия для кожи и сосудов, что способствует перегреву, а понижение температуры приводит к быстрому переохлаждению и

простуде).

Нельзя злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода нельзя допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении - покраснения кожи и перегрева тела.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителем. Под их воздействием происходят определенные изменения почти всех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расши­ряются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, активизируется обмен веществ.

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость организма к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это

совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость орга­низма заболеваниям.

Злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные осложнения, в том числе и такие, как малокровие, нарушение обмена веществ, а при повышенной радиационной активности солнца - развитие лейкемии. Поэтому, приступая к солнечным закаливающим процедурам, необходимо строго соблюдать постепенность и последовательность в наращивании дозировок облучения, учитывая при этом состояние здоровья, возраст, физическое развитие, климатические и радиационные условия солнцестояния и другие факторы.

Начинать прием солнечных ванн лучше летом - утром (с 8 до 11 ч), весной и осенью - днем (с 11 до 14 ч) в защищенных от ветра местах.

Здоровым людям следует начинать закаливание солнцем с пребывания под прямыми солнечными лучами в течение 10- 20 мин, постепенно увеличивая продолжительность процедуры на 5-10 мин с доведением ее до 2-3 ч (не более). Через каждый час закаливания необходимо не менее 15 мин отдыхать в тени.

Закаливание воздухом является простейшей, наиболее доступной и легко воспринимаемой формой закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы. Такое закаливание можно проводить независимо от времени года и погодных условий (во время занятий физическими упражнениями, находясь в туристском походе, во время прогулки и др.).

Важной формой закаливания являются воздушные ванны (табл. 2.2). Начинать их прием лучше всего в теплые дни в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений), при этом продолжительность процедуры дозируется индивидуально (в за­висимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, а также в соответствии с температурой и влажностью воздуха).

Таблица 22 Продолжительность процедуры закаливания (мин)

Закаливание водой. Систематические обливания и купания, особенно в холодной воде, сочетаемые с физическими упражнениями, массажем, являются мощным стимулятором бодрости и источником здоровья.

Влияние холодной воды рефлекторно вызывает сужение сосудов кожи (а в ней содержится "/ 3 объема крови). За счет этого часть периферийной крови перемещается во внутренние органы и в мозг и несет с собой дополнительные питательные вещества и кислород к клеткам организма. Вслед за перво­начальным кратковременным сужением кожных сосудов наступает вторая рефлекторная фаза реакции - их расширение, при этом происходят покраснение и потепление кожи, что сопровождается приятным чувством тепла, бодрости и мышеч­ной активности. Сужение, а затем расширение кровеносных сосудов являются как бы гимнастикой сердечно-сосудистой системы, способствующей интенсивному кровообращению. Она вызывает мобилизацию и поступление в общий кровоток резервной массы крови, особенно находящейся в печени и селезенке.

Под воздействием холодной воды активизируется диафрагма, усиливается вентиляция легких, дыхание становится более глубоким и свободным, в крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Все это благоприятно сказывается на повышении окислительных процессов и обмене веществ в целом. Однако основным моментом в закаливании водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в «боевой

готовности».

В то же время следует помнить, что при чрезмерно длительном охлаждении тела происходит стойкое сужение сосудов кожного покрова, чрезмерно увеличивается потеря тепла, а тепло­продукция оказывается недостаточной, чтобы компенсировать такие потери. Это может вызвать серьезные отклонения в деятельности организма и привести к нежелательным послед­ствиям. Поэтому при закаливании организма холодной водой большое значение следует придавать дозированию Холодовых нагрузок и постепенности в их наращивании.

Особенно благоприятна комплексная система закаливающих тренировок, сочетающая различные формы закаливания с двигательной активностью.

Обтирание тела - наиболее мягкое средство закаливания. При этом вначале следует использовать воду комнатной температуры, снижая последнюю постепенно, в течение 2-3 нед,

до 10-12 °С. После адаптации к обтиранию можно приступить к обливанию или душу.

Эффективным средством закаливания, интенсивно тре­нирующим механизм терморегуляции и значительно повы­шающим тонус нервной системы, является контрастный душ (попеременно теплый и холодный). В зависимости от разности температуры воды различают сильноконтрастный душ (перепад температуры более 15 °С), среднеконтрастный (перепад температуры воды 10-15 °С) и слабоконтрастный (перепад температуры воды менее 10 °С).

Практически здоровые люди мо|ут начинать закаливание со среднеконтрастного душа и по мере адаптации к нему переходить к сильноконтрастному.

Купание в открытых водоемах - наиболее действенное средство закаливания водой. Его лучше начинать летом и продолжать систематически, совершая не менее 2-3 купаний в неделю. При плавании водная среда оказывает легкое масси­рующее воздействие на тело - мышцы, подкожные сосуды (капилляры) и нервные окончания; одновременно происходит повышенный расход тепловой энергии, в то же время уси­ливается теплопродукция в самом организме, которая обеспе­чивает сохранение нормальной температуры тела при правиль­ном дозировании на весь период купания.

Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зависимости от ее температуры и погодных условий, а также от степени тренированности и состояния здоровья занима­ющихся закаливанием.

Систематическое закаливание водой обязательно для всех, кто хочет достигнуть высшей формы закаливания холодом - «моржевания». Зимнее плавание дает наибольший закаливающий эффект.

2.5. Формы и методы лечебной физической культуры

К основным формам проведения ЛФК относятся: а) утренняя гигиеническая гимнастика (УГТ); 6) процедура (занятие) ЛГ; в) дозированные восхождения (юрренкур); г) прогулки, экскурсии и ближний туризм.

2.5.1. Утренняя гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы и является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма.

Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Здесь неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбираются упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы. При этом надо учитывать состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки.

Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин, в комплекс включают 9-16 упражнений. Это могут быть общеразвивающие упражнения для отдельных мышечных групп, дыхательные упражнения, упраж­нения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса.

Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, с вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.

Следует начинать с простых упражнений (разминка), а затем переходить к более сложным.

Каждое упражнение несет определенную функциональную нагрузку.

    Ходьба медленная. Вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения, «настраивает» на предстоящее занятие.

    Упражнение типа потягивания. Углубляет дыхание, увеличивает подвижность грудной клетки, гибкость позвоночника, укрепляет мышцы плечевого пояса, исправляет осанку.

    Поднимание рук с отведением их в стороны и назад, медленные вращения плечевых суставов, сгибание и разгибание рук. Эти и подобные движения увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы рук.

    Упражнения для стоп. Способствуют увеличению подвижности суставов, укреплению мышц и связок.

    Приседания. Укрепляют мышцы ног и брюшного пресса, оказывают общетренирующее влияние.

    Ходьба с медленным глубоким дыханием. Способствует рас­ слаблению и восстановлению функций организма.

    Рывковые и маховые движения руками. Развивают мышцы плечевого пояса, укрепляют связки, способствуют увеличению амплитуды движений.

    Наклоны туловища вперед. Укрепляют мышцы спины, увели­ чивают гибкость позвоночника (хорошо сочетаются с глубоким, энергичным дыханием).

    Прогибание и другие упражнения для мышц спины и позво­ ночника. Способствуют увеличению его гибкости.

    Выпады с движением рук и туловища. Хорошо развивают и тренируют мышцы ног.

    Силовые упражнения для рук. Увеличивают мышечную силу.

    Повороты, наклоны, вращение туловища. Увеличивают подвиж-

ность позвоночника и укрепляют мышцы туловища.

13. Поднимание вытянутых ног в положении лежа. Укрепляет мышцы брюшного пресса.

14. Бег, прыжки. Тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают выносливость.

15. Ходьба в конце занятия. Способствует равномерному снижению

физической нагрузки, восстановлению дыхания.