Народные промыслы цикл бесед в средней группе. Беседа о народных промыслах методическая разработка на тему

Елена Мелекесцева
Конспект совместной образовательной деятельности педагогов с детьми «Беседа о русских народных промыслах» в средней группе

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с народными игрушками . Как с одним из видов народного творчества .

2. Закрепить знания детей о дымковской игрушке, элементов дымковского орнамента, цветовую гамму росписи.

3. Вызвать радость, эмоциональную заинтересованность у воспитанников от общения с дымковской игрушкой.

Материал и оборудование :

Дымковские игрушки («Няня» , «Барыня» , «Петух» , «Козлик» , «Баран» ,

Альбомы с изображением дымковской игрушки ,

DVD с изображением села Дымково , картинки с изображением дымковских мастеров за работой, изделий Вятских мастериц.

Гуашь жёлтого, красного и чёрного цвета,

Квадратные листы белой бумаги,

Мольберт для демонстрации картинок.

Элементы дымковской росписи.

Словарная работа : слобода, барыня-щеголиха, мастерица, индюк.

Использование предметно-развивающей среды : учебная и игровая зоны.

Работа с родителями : предложить родителям приобрести раскраски с изображением дымковской игрушки и рассмотреть их с детьми .

Дети сидят полукругом на стульях, звучит народная мелодия . Воспитатель включает диск с – изображение села Дымково .

Воспитатель : В Дымкове, над Вяткою-рекою,

Драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,

Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,

Пароходный движется дымок.

На столе еще сырая глина,

Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка

На скамейке низенькой сидит.

Глиняную вятскую игрушку

Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю.

На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили из красной глины разнообразные игрушки : коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки - дымковскими

А давайте-ка мы с вами заглянем в одну из изб и посмотрим, чем там занимаются? Хотите?

Дети : Да!

Воспитатель : давайте приоткроем ставни.

(Воспитатель включает следующее изображение – дымковские мастера за работой, росписью игрушек)

Воспитатель : вот эти мастерицы уже вылепили из красной глины свои чудесные игрушки, а затем обожгли их в печи, чтобы они были прочными и побелили их мелом.

Интересно, а чем они сейчас заняты, как вы думаете?

Дети : они будут разукрашивать игрушки.

Воспитатель : Верно, а как вы догадались, что они будут их разукрашивать? Что стоит на столе перед женщинами? Что они держат в руках?

На белоснежном фоне, который так похож на цвет настоящего снега, рисовали с любовью дивные узоры яркой краской : желтой, розовой, оранжевой, синей, красной, зеленой.

А рисовали мастерицы простой, незатейливый узор из колец (воспитатель показывает каждый элемент на карточке, кругов, точек, широких и узких разноцветных полос.

Какие элементы рисовали мастерицы, кто запомнил? (Воспитатель еще раз показывает карточки и помогает детям назвать элементы узора.)

Воспитатель : Мастерица никогда не выдумывает узор заранее, он возникает непосредственно в процессе росписи .

А теперь давайте закроем ставни. Не будем больше мешать (экран выключается)

Ребята, а хотите посмотреть, что же получилось у наших мастериц?

Дети : Да!

Воспитатель : (Достает игрушки-няня)

Это дымковская няня!

До чего красива няня!

На юбке белой кружки,

В кокошнике няня,

В руках Сеня и Ваня

Будут дети крепко спать

И во сне порастать

(Достаёт следующую игрушку-козлик)

Бока крутые

Рога завитые

Копыта с оборкой

На спине Егорка

(Таким образом воспитатель достаёт индюка, коня, барашка, оленя)

Воспитатель предлагает :

Давайте сначала рассмотрим рассмотрим дымковских животных. Как вы узнали, что это конь, а это баран. А это олень? Ведь они похожи друг на друга. Посмотрите, у всех животных одинаковые ноги, тело, морда. У всех вместо шерсти нарисованы узоры. (Выслушивает ответы детей) . Правильно, дымковские мастера выделили у каждого животного самое главное. Что отличает его от других. У коня это это круто изогнутая шея. У оленя – что?

Дети : ветвистые рога.

Воспитатель :

А у барана какие рога?

Дети :

Большие, загнутые кольцами.

Воспитатель : А теперь давайте посмотрим, какими узорами расписана игрушка? Какие из них вы запомнили, назовите?

Дети :

У коня из кругов, у козлика и барана из колец и кругов, а у оленя из полос и кругов.

Воспитатель :

Какие цвета использовали мастерицы?

(При затруднении показывает детям карточки с элементами узора и помогает назвать)

Какого цвета здесь узоры?

Из какого материала вылепили няню? (воспитатель слушает ответы детей, при необходимости уточняет и поправляет с помощью наводящих вопросов детям).

Воспитатель :

Простой, казалось бы узор

Но отвести не в силах взор

Посмотрите, ребята, как любовно украсили наряд этой барыни-щеголихи. Каким цветом расписала художница волосы барыни?

Дети : Черным цветом, круги красные, точки жёлтого цвета.

Воспитатель :

Назовите мне крупные и мелкие элементы? (педагог берёт конкретную игрушку, дети выделяют крупные и мелкие детали).

Как расположены элементы узора?

Дети :

Рядами (педагог проводит пальцем вдоль ряда колец и называет места. Где они проходят на теле животного или барышни (вдоль ног, шеи, по подолу юбки)

Воспитатель :

Какое у вас настроение создала эта игрушка : грустное или веселое?

Дети : настроение веселое, радостное.

Воспитатель : Почему же веселое, радостное? Какие цвета используют мастера, украшая эти фигурки?

(Ответы детей. После чего воспитатель достает фигурку петушка)

Воспитатель :

Бойкий Петя-петушок

Поднимает гребешок,

Громко-громко кричит,

Деткам спать не велит

Петушок, не кричи,

Лучше нас ты догони! (Проводится русская народная игра «Петух)

(Дети стоят в кругу. Ребенок-петушок в центре)

Трух-тух, трух-тух- тух, Дети шагают по кругу, высоко поднимая колени, входит по двору петух, одну сторону, «петух» двигается в противоположную сторону.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами

Под окном стоит,

На весь двор кричит

Кто услышит, тот сидит (Дети останавливаются. «Петушок» кричит : «Кукуреку» , машет крыльями. Дети приседают).

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам ненадолго самим превратиться в Дымковских мастеров и украсить салфетку дымковской росписью, но сначала я предлагаю попробовать выложить понравившийся узор на фланелеграфе. (Дети выбирают узор и выкладывают такой же из готовых элементов (педагог комментирует действия детей : полосы чередуются с кругами). Далее воспитатель демонстрирует как нужно расписывать салфетку, напоминает цвета и название элементов.

Воспитатель :

А теперь попробуйте украсить свои салфетки дымковским узором, сначала мы рисуем чёрной краской прямую линию. Теперь над ней рисуем красной краской круги и ставим посередине каждого круга тычком жёлтую точку.

Готовые рисунки воспитатель вешает на магнитной доске, вместе с детьми рассматривают работы, отмечают, что салфетки получились яркие, праздничные. Ещё раз закрепляют. Что узор расположен рядами.

Публикации по теме:

Физкультурное развлечение для детей в средней группе «Путешествие в мир русских народных сказок» Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к русским народным сказкам и умение их воплощать в играх, желание играть в них. 2. Упражнять в выполнении.

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Клубок добра» Алексеева Светлана Николаевна воспитатель ГБДОУ д/с № 52 Колпинского района СПб. Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности.

Конспект интегрированного занятия по расширению представлений о народных промыслах «Этой красоте я в плен сдаюсь…» (по произведениям В. Ф. Бокова) Цель: Расширять представление детей о многообразии народных промыслов через творчество В. Ф. Бокова. Продолжать.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные русских лесов» (для детей средней группы …) Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные русских лесов» (для детей средней группы) Воспитатель: Гладкова.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми «Путешествие по стране вежливости» ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети входят в зал. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей! Давайте вспомним, какие есть приветственные.

Тема недели

Беседа

Цель

1 неделя

«День знаний»

«Все о детском саде»

Продолжать знакомить детей с детским садом, группами, и помещениями в здании д/c. Воспитывать любовь к д/с, уважение к его работникам, их труду. Формировать понятие « Я- воспитанник д/с»,» д/с – мой родной дом».

«Наш любимый воспитатель»

Знакомить детей с общественной значимостью труда воспитателя, его заботливым отношением к детям, к труду. Показать, что продукты труда воспитателя отражают его чувства, личностные качества, интересы.

«Я и друзья»

Учить детей выделять положительные признаки дружбы, характеристики друзей.

«Увлечения друзей»

Расширять знания детей о разных видах деятельности, увлечениях.

«Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь»

Уточнить знания детей о д\с. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в д\с.

2 неделя

«Осень»

«Что нам осень принесла?»

Расширить представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.

«Небо осенью»

Уметь замечать осенние изменения на небе. Познакомить детей с понятием “облака“ и ” тучи”.

«Вода и осадки»

Расширить представление детей о свойствах воды. Рассказать об особенностях осеннего дождя.

«Осень – добрая волшебница»

Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству.

«У цветочной клумбы»

Знакомство с осенними цветами. Показать строение растения. Закрепить понятие высокий, низкий (цветок), длинный, короткий (стебель).

3 неделя

«Профессии сельского хозяйства»

«Труд людей осенью»

Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных.

«От зернышка до хлеба»

Формирование представлений детей о том, как выращивают, пекут хлеб.

«Кто выращивает хлеб?»

Познакомить с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности. Воспитание бережного отношения к хлебу.

«Что растет в саду, в огороде»

Обобщить и систематизировать знания детей о фруктах и овощах, где они растут, кто за ними ухаживает.

«Вкусно и полезно»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания.

4 неделя

«Безопасность в природе»

«Птицы осенью»

Знакомство с сезонными изменениями в жизни животных в осенний период. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.

«Ветер»

Расширять представление детей о ветре. Учить правилам поведения в ветреную погоду.

«У медведя во бору грибы, ягоды беру»

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формирование представления о растениях леса: грибы и ягоды. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

«Знакомство с декоративными птицами»

Дать детям представление о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами.

«Беседа о домашних животных»

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширить представление о жизни домашних животных в осеннее время года. Формирование желания заботится о домашних животных.

Октябрь

Тема недели

Беседа

Цель

1 неделя

«Растём здоровыми»

«Я выросту здоровым!»

Закреплять понятия «правильное питание», «режим дня». Приобщать к здоровому образу жизни.

« Что ты знаешь о себе?»

Закреплять знания о назначении некоторых органов (уши – чтобы слышать, глаза – видеть и т.д.). Осознание некоторых своих умений (умение рисовать и т.д.)

Сообщить элементарные сведения о лекарствах и болезнях, о профилактике заболеваний, о пользе витаминов.

«Если хочешь быть здоров - закаляйся»

Знакомить с понятиями «Закаливание». Расширять представление детей о здоровом образе жизни.

«Микробы в жизни человека»

Сформировать представления детей о вреде и пользе микроорганизмов на здоровье человека. Воспитывать основы здорового образа жизни.

2 неделя

«Растём добрыми»

«Ребенок и взрослые»

Углублять представления о людях: понимать различие людей по полу и возрасту. Выделять некоторые особенности их внешности, одежды, обуви, рода занятий. Узнавать и называть людей отдельных профессий.

«Признаки сказок»

Расширять представления о характерных признаках жанра сказки.

«На кого из сказочных героев я похож»

Воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Формирование у детей нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек поведения в соответствии с требованиями общества.

«Телефоны экстренных служб»

Расширять знание детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи.

3 неделя

«Семья»

«Моя семья»

Ввести понятие «семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

« Семья – это я!»

Закрепить знания своих имени, фамилии и возраста, имени родителей. Формировать положительную самооценку, образ Я. (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший).

«Семья»

Закрепить знания о членах семьи и ближайших родственниках. Понимать, что в семье все заботятся друг о друге: помогают, дарят подарки, все следят за чистотой в доме.

«Доброе слово лечит, а худое калечит»

Формировать у детей потребность в доброжелательном обращении к окружающим, воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прошение.

Воспитание чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; развивать желание заботиться о своих самых близких людях.

4 неделя

«Мой город (посёлок)»

« Что такое улица»

Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находиться д\с; дом в котором живут дети; объяснить, как важно знать свой адрес.

«Что отличает город от деревни»

Формировать элементарные представления об отличиях города от деревни. Прививать любовь к родному краю. Воспитывать чувство гордости за свой город.

«Мой дом, мой город»

Закрепить знание о домашнем адресе, улице. Познакомиться с родным селом.

Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями.

«Мой край родной»

Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю.

«Как избежать беды»

Познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.

Ноябрь

Тема недели

Беседа

Цель

1 неделя

«Транспорт»

«Транспорт моего города»

Расширять представления о видах транспорта и его назначении.

«Берегись автомобиля»

Расширить представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения.

«Машины - помощники»

Расширять представления о видах специального транспорта и его назначении.

«Правила поведения в общественном транспорте»

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

«Дорожные знаки»

Знакомить детей с основными знаками дорожного движения.

2 неделя

«Знаменитые люди»

«Праздники»

Формировать представление о государственных праздниках.

«Знаменитости»

Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию.

«Люблю березку русскую»

Расширить знания детей о русской красавице – березе. Познакомить детей с красивыми стихами о березе. Расширить знания детей об обычаях и традициях русского народа.

«Знакомство с русской народной куклой»

Знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию.

«Моя родина»

Познакомить детей с изображением государственного флага, государственного герба РФ, государственного гимна. Формировать представление об их происхождении.

3 неделя

«Поздняя осень»

«Листопад»

Показать детям многообразие красок золотой осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Вести сезонные наблюдения.

«Растительный мир осенью»

Расширять представление о разнообразии растительного мира. Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду. Формировать желание отражать красоту природы в художественно-творческой деятельности.

«Как дикие звери готовятся к зиме»

Познакомить детей с подготовкой диких животных к зиме. Показать детям приспособляемость животных к сезонным изменениям в природе.

«Беседа о перелетных птицах»

Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о перелетных птицах. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. Формировать желание наблюдать за поведением птиц.

«Хмурая осень»

Познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить название и назначение предметов одежды; конкретизировать понятия: глубоко, мелко, тонет, плавает.

4 неделя

«Мы дружная семья»

«Книга – источник знаний»

Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии книг).

«Здравствуй сказка»

Содействовать правильному восприятию содержания произведения, формировать способность сопереживать героям. Формировать навыки драматизации и театрализованной деятельности.

«Ты и я с книгой лучшие друзья»

Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе. Формировать потребность ежедневного чтения.

«Наш театр»

Приобщать детей к миру театра. Вовлекать в ситуацию творчества и игры.

«Как помириться?»

Формировать у детей умение анализировать ситуацию общения. Уметь выявлять причины возникновения ссор, познакомить с различными способами выхода из конфликтов.

Декабрь

Тема недели

Беседа

Цель

1 неделя

«Культура»

«Ребенок и книга»

Воспитывать любовь к книге, стремление к повторной встрече с ней. Сочувствовать и сопереживать героям произведения. Испытывать удовольствие от встречи с поэзией.

«Изобразительное искусство»

Воспитывать эмоционально – эстетические чувства. Формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Развивать художественное восприятие произведений искусств. Подведение детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображение) в разных видах искусства.

«Ребенок и музыка»

Развивать музыкальный кругозор детей путем их знакомства с музыкальными произведениями (народными, классическими и современными) Развивать представление об элементарных жанрах музыки.

«Мы танцуем и поем»

Формировать навыки о всех видах музыкальной деятельности, подводить детей к самостоятельному использованию выученных музыкальных произведений. Развивать песенное и танцевальное творчество детей.

Знакомство с профессиями артиста, художника, композитора»

Приобщение детей к восприятию искусства, развитие интереса к нему. Закреплять умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картины (репродукция), скульптура (изображение), здание и сооружение (архитектура).

2 неделя

«Наши эмоции»

«Радость и грусть». Рассматривание альбома с фотографиями «Эмоции»

Познакомить детей с разными эмоциональными состояниями людей, обсудить причины их возникновения учить определять их по внешним проявлениям.

«Волшебная сила театра»

Развивать артистические способности детей. Приобщать детей к миру театра.

«Театральные профессии»

Дать представление детям о профессиях, имеющих отношение к театру.

«Что мы знаем о театре»

Расширять знания детей о различных видах театра.

«Театрализованная игра»

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре. Побуждать детей к воплощению в роли

3 неделя

«Традиции семьи»

«Новый год детям радость принесет»

Поощрять стремление поздравлять близких с праздником, преподносить подарки. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году.

«Новый год у ворот!»

Закреплять знания детей о традициях Нового года. Пробуждать эмоции и чувства в ситуациях волшебства, сюрприза, неожиданности.

«Как отмечают Новый год в других странах»

Расширять знания детей о различных способах поздравлений. Познакомить с обычаями празднования Нового года в других странах.

« Мы – друзья природы»

Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Уточнить знания детей о ели, как символе Нового года в России.

«Скоро, скоро, Новый год!»

Расширять знания детей об обычае наряжать елку игрушками. Познакомить с символами разных годов, китайским календарем.

4 неделя

«Новый год»

«Путешествие в канун нового года»

Сообщить детям, что отсчет каждого года начинается с 1 января. Формировать эмоционально положительное отношение к наступающему новому году.

«Кому зимой хорошо»

Вовлекать детей в непринужденную беседу о зимних забавах и занятиях.

«Как ходят в гости»

Закреплять правила вежливого поведения. Вызвать интерес к семейным традициям празднования Нового года.

«Узоры на стекле»

Развивать творческие способности, воображение.

«Лесная сказка»

Закрепить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке.

Январь

Тема недели

Беседа

Цель

2 неделя

«Живая и неживая природа»

«Ура! Зима!»

Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.

«Зимушка - хрустальная»

Расширять представления о зиме. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы.

«Явления неживой природы»

Расширять представления детей о свойствах воды. Показать простейшие связи между явлениями в природе.

«Зимние явления в природе»

Расширять представления о зимних изменениях в природе. Активизировать словарный запас (метель, иней, изморозь).

«Беседа о домашних животных»

Закреплять знания детей сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

3 неделя

«Природа зимой»

«Зимушка - зима»

Закреплять знания о свойствах снега и льда. Учить любоваться красотой зимней природы.

«Растительный мир зимой»

Учить различать деревья и кустарники по внешнему виду.

«Зимний спорт»

Знакомить с зимними видами спорта.

«Зимние игры»

Знакомить с зимними видами спорта, зимними забавами, развлечениями.

«Зимние травмы»

Формировать представления о безопасном поведении людей зимой.

4 неделя

«Места, где всегда зима»

«Животные Арктики и Антарктики»

Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

«Осторожно лед!»

«Кто главный в лесу»

Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе и животных.

Формировать представления о безопасном поведении зимой.

«Зимующие птицы»

Закрепить понятие «зимующие» птицы. Дать представление о видах питания зимующих птиц. Формировать желание заботиться о зимующих птицах.

«Как мы заботимся о животных и птицах зимой»

Расширять представления о жизни животных и птиц в зимнее время года. Формировать желание заботится о них.

«Как узнать зиму?»

Обобщать знания детей о типичных зимних явлениях. Воспитывать эстетический вкус, умение любоваться природой.

Февраль

Тема недели

Беседа

Цель

1 неделя

«Мальчики и девочки»

«Мы разные – мальчики и девочки»

Формирование первичных гендерных представлений.

«Что делают наши мамы и папы»

Формирование у детей представлений о разных профессиях, показать значимость каждой профессии.

«Игры без ссор»

Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего.

«Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком»

Обогащение представлений детей о различных полах, об отличительных особенностях. Формирование у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представления о дружбе.

«Ваши права, дети, и обязанности!»

Формирование первичных представлений детей об их правах на имя, игру, отдых, семью и уверенность в том, что он хороший, что его любят.

2 неделя

«Наша армия»

«Наша армия»

Расширять знания о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.

«Будущие защитники»

Воспитывать патриотические чувства. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

«Военная техника»

Продолжать знакомить с военной техникой.

«Военные профессии»

Знакомить детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник).

«Почетное звание – солдат»

Воспитание уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.

3 неделя

«Защитники отечества»

« Защитники Отечества»

Продолжать знакомить с «военными» профессиями.

«Мужественные профессии»

Формирование позитивного мнения воспитанников о профессии: пожарного; полицейского; пограничника; летчика, танкиста.

«Мы любим свою Родину»

Воспитывать любовь к Родине.

«Как сражались наши деды»

Расширять представления о том, как в годы войны храбро сражались и защищали от врагов наши деды, прадеды.

«Былинные герои»

Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях.

4 неделя

«Идём в гости»

«Как можно себя вести и как нельзя»

Расширение представлений об этических нормах.

«Вежливые слова»

Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий.

«Нечаянно и нарочно»

Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

Создание ситуаций морального выбора «Как ты считаешь нужно поступить?»

Воспитание этических норм поведения

«В гости к книге»

Воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.

Март

Тема недели

Беседа

Цель

1 неделя

«Мамины помощники»

«Мама – самый дорогой человек на свете»

Воспитывать чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

«Кем работает моя мама»

Воспитывать интерес к различным профессиям, уделив особое внимание профессии и месту работы мамы.

«Международный женский день»

«За что я люблю свою маму и бабушку»

Развивать умение развернуто отвечать на вопрос. Воспитывать любовь и внимание к близким людям.

«Зачем дарят цветы»

Воспитывать представление о том, что цветы являются признаком любви и внимания.

2 неделя

«Народная игрушка»

«Каков он – русский народ»

Расширять представление об обычаях русского народа.

«Народная игрушка»

Расширять представление о народной игрушке. Формировать умение выражать эстетические чувства. Расширять представление о разнообразии народного искусства.

«История возникновения глиняной посуды»

Расширение знаний детей об истории возникновения народных промыслов изготовления глиняной посуды.

«Происхождение и история дымковской игрушки»

Рассказать детям об истории возникновения русского промысла «Дымковская игрушка».

«Матрешки – народная игрушка»

Расширять знания о народных игрушках, вызвать эмоциональный отклик.

3 неделя

«Народное творчество»

«Русские народные праздники»

Расширять представление детей о народных традициях русского народа.

«Русские народные сказки»

Учить детей делать нравственный вывод из содержания сказок, развивать творческое воображение.

«Пословицы и поговорки»

Знакомство с пословицами и поговорками. Приобщать к русскому народному творчеству.

«Детский фольклор»

Познакомить с закличками, песенными обращениями к силам природы.

«Считалки»

Познакомить, вспомнить считалки.

4 неделя

«Культура народов Крыма»

«Колыбельные песни»

Познакомить с разнообразием колыбельных песен. Вспомнить с детьми колыбельные песни.

«Приговоры - мирилки»

Познакомить с разнообразными приговорами – мирилками. Выучить с детьми несколько приговоров - мирилок.

«Народные промыслы Крыма» ИКТ

Знакомить детей с народными промыслами нашего края, их разнообразием.

«Эти мудрые русские сказки»

Развивать интерес к русским народным сказкам, культуре русского народа.

«Золотые руки мастеров»

Познакомить с декоративной росписью; воспитывать уважение и любовь к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к труду мастеров.

Апрель

Тема недели

Беседа

Цель

1 неделя

«Весна»

«Весна идет! Весне дорога!»

Расширять представление о весне. Развивать умение устанавливать пространственные связи между явлениями живой и неживой природы.

«Почему растаял снеговик»

Расширять представление детей о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи.

«Приметы весны»

Обобщать знания о весенних изменениях в природе, в жизни птиц и животных.

«Путешествие ручейка»

Уточнять представление детей о разных состояниях воды, о природных водоисточниках.

«Птицы прилетели»

Расширять знания о перелетных птицах.

2 неделя

«Весенние работы»

«Как мы весну встречаем»

Расширять знания о сезонных видах труда.

«Огород»

Расширять представления детей об овощных культурах. Рассказать о труде человека по выращиванию овощей и фруктов.

«Наша клумба»

Расширять знания детей о посадке растений, необходимости ухода за ними.

«Мир комнатных растений»

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать по внешнему виду.

«Международный день земли»

Расширять представление детей об экологических праздниках.

3 неделя

«Опасные животные и растения»

«Весной на водоемах»

Закрепить правила поведения весной на водоемах, предупредить о возможных опасностях.

«Войди в лес с другом»

Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы.

«В гости к хозяйке луга»

Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представление о правилах безопасного поведения в природе.

«Наши маленькие друзья»

Расширять представления детей о насекомых, их особенностях, местах обитания. Формировать основы экологической культуры.

«Опасные насекомые»

Расширять представления детей об опасных насекомых. Учить различать их по внешнему виду.

4 неделя

«Трудолюбивые малыши»

«Что мы умеем»

Помочь детям понять, что они подросли, многому научились; воспитывать желание выполнять простые действия самостоятельно; развивать навыки самообслуживания.

«Помогаем взрослым»

Воспитывать желание оказывать посильную помощь воспитателям, няне, родителям.

«Цветущая весна»

Вызвать интерес к миру растений. Закреплять представления о среде обитания растений.

«Когда цветет сирень»

Воспитывать любовь к природе. Вызвать желание любоваться красотой весны

«Мы посадим огород»

Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике.

1 неделя

«День Победы»

«Кто защищает нашу Родину»

Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине.

«Какая бывает военная техника? Для чего нужна военная техника?»

Расширить представления о военной технике.

«Праздник День Победы»

Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы.

«С кем воевали наши солдаты?»

Познакомить с героями войны и их боевыми подвигами, закреплять знания о том, как люди защищали свою страну.

«Моя Родина – Россия»

Вызвать чувство восхищения красотой природы России и тем, что создано руками талантливого русского народа.

2 неделя

«Юные экологи»

«Солнце в жизни растений»

Формировать понятия о том, что для жизни растений нужно солнце. Закреплять знания правил поведения в природе.

«Фруктовые деревья весной»

Уточнять и расширять представления о плодовых деревьях. Формировать положительное отношение к природе.

«Деревья, кустарники и травянистые растения»

Расширять представления об изменении в мире растений весной. Учить различать по внешнему виду деревья и кустарники.

«Дикорастущие и культурные растения»

Уточнять и расширять представления о дикорастущих и культурных растениях. Учить различать по внешнему виду.

«Лесные опасности»

Расширять представления детей о ядовитых растениях. Учить различать их по внешнему виду.

3 неделя

«Спорт»

«Для чего нужен спорт»

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к ЗОЖ.

«Что мы делаем летом?»

Знакомить детей с летними развлечениями, видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении летом.

«Летние виды спорта»

Познакомить с летними видами спорта.

«Быть здоровыми хотим. Спорт»

Обогащать знания о здоровом образе жизни, о влиянии спорта на здоровье человека.

«В здоровом теле – здоровый дух» -

Обогащать знания о значении двигательной активности в жизни человека.

4 неделя

«Скоро лето»

«Скоро лето»

Расширять представления детей о лете, сезонных изменения в природе.

«Сад и огород»

Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать представления о сезонных работах в саду и огороде. Прививать любовь к труду.

«Цветы»

Вызвать интерес к жизни растений. Расширять представления о многообразии цветов.

«Солнце – друг или враг»

Расширять представления о пользе и вреде солнца (тепловой и солнечный удар). Формировать основы собственной жизнедеятельности.

«Лето»

Формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте летней природы.

Картотека бесед

по воспитанию нравственности

у детей в средней группе

Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

«Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

«Что такое доброта»

Цель : Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки; закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

«Спешите делать добро»

Цель : Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

“Если добрый ты…”

Цель : Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

«Вежливые слова»

Цель : Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

«Нечаянно и нарочно "

Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

" Учимся прощать своих друзей "

Цель : развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".

" Почему бывают драки? "

Цель : формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

" Фантазеры и лгунишки "

Цель : развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

" Давай помиримся "

Цель : развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

" Хороший друг познается в беде "

Цель : формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

«Как вести себя во время разговора»

Цель : познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

«Добрый – злой»

Цель : Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

«Правдивость»

Цель : Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

«Каким должен быть друг»

Цель : Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель : Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

18

«Правда – неправда»

Цель : Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

19

«Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

20

«Игры без ссор»

Цель : Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить проигравшего..

21

«Вежливость»

Цель : Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

22

«Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

23

«Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

24

«Стремление помочь»

Цель : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

25

«Щедрость и жадность»

Цель : Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель : учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

27

«Ступеньки доброты»

Цель : на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

28

«Лучше добрым быть»

Цель : Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.

Название: Конспект НОД «Путешествие на ярмарку народных промыслов»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, патриотическое воспитание, Старшая группа

Должность: воспитатель (соответствие должности)
Место работы: МБДОУ д/c к.в. № 11 «Журавушка»
Месторасположение: город Ставрополь, Ставропольский край

Конспект НОД в старшей группе:

«Путешествие на ярмарку народных промыслов».

Составила и провела:

воспитатель Съедина Н.В.

2014-2015 учебный год

Программные задачи:

1. Познавательные:

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д.

Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора;

Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

2. Социально-коммуникативные:

Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству;

Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

3. Речевые:

Активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка» , «Гжель» , «Хохлома» , «Городецкая игрушка» , «Матрешка» .

4. Художественно-эстетические:

Способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного;

Учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий;

Вызвать у детей желание побыть в роли мастеров, расписывающих матрешек.

5. Физические:

Развивать мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

Познакомить детей с русскими народными промыслами: -рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек,

Работа с раскрасками;

Во время прогулки рисование на снегу элементов росписи;

Беседы с детьми о русских народных традициях;

Знакомство детей с русскими народными играми «Моталочка», «Горелки с платочком».

Работа с родителями:

обращение к родителям с просьбой выучить с детьми данные им стихи-загадки о русских народных промыслах.

Материал и оборудование :

— элементы русской народной одежды для детей и воспитателей (для создания положительного эмоционального настроя)

— изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки.

— иллюстрации с изображением ярмарки

— атрибуты необходимые для игр;

— различные угощения (связка баранок, сушки, пряники, украшения, плетёные корзины и другие разные предметы и сувениры, которые могли продаваться на ярмарке.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Ход занятия:

1-я часть — Приветствие:

Воспитатель 1: Здравствуйте ребята! Сегодня замечательный день и мы хотим предложить вам отправиться с нами в путешествие! Вы согласны???

Дети: Даааааааааааааа….

Воспитатель 1 : Тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.

Начинает звучать музыка «Ах, ярмарка» и дети заходят в группу.

Воспитатель 1 : Ой ребята… мы с вами попали на выставку, на ярмарку ремесел… Посмотрите вот хохлома, а вот гжель и т.д.

2 – я Основная часть: описание ремесел:

Воспитатель 2: Проходите гости дорогие, не стесняйтесь!!! Посмотрите наши товары! Знакомы вам эти изделия?

Дети: Дааааа ….. Нееееттт…

Воспитатель 2: А давайте ка я вам, ребята дорогие, расскажу о наших товарах. (последующий рассказ сопровождается демонстрацией посуды и игрушек)

  1. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
  2. Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
  3. Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово . Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

  1. Хохлома́ представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели , выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится незолотой , а серебристо- оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкойдеревянной посуде эффект массивности .
  2. Матрёшка , русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Загадки:

Воспитатель1: Ребята, сейчас вы узнали об основных народных промыслах на Руси, а теперь отгадайте загадки о них.(Загадки рассказывают дети, выучившие их предварительно, а отгадывают остальные дети группы):

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой? (Хохлома)

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо птица-

Это значит … (Городец)

Разной формы, железные
В хозяйстве очень полезные
Черные, желтые, красные
Удивительно прекрасные

(Жостовские подносы)

Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда? (Из Гжели)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша ….(Русская матрешка)

Воспитатель 2 : Ой ребята, какие же вы молодцы!!! И все знаете, и все помните и загадки отгадывать умеете!!!

Продуктивная деятельность.

Воспитатель 1: дорогие ребята, а сейчас мы предлагаем вам немножко отвлечься. Подходите сюда. На этом столике вы видите матрешек. Чего у них не хватает(ответы детей) . Да вы совершенно правы, эти матрешки без лиц и не расписаны. Мы предлагаем вам выбрать себе по матрешке, присесть за столы, взять кисточки и красками расписать свою матрешку….. (Дети выполняют задание) Какие вы молодцы! У вас такие яркие и необычные матрешки.

Игровые физминутки:

Воспитатель 2: А теперь давайте поиграем с вами в игры, в которые играли детки на Руси.

«Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

«Моталочка».

К этой полезной игре можно подготовиться за три минуты.

Возьмите длинную веревочку и две палочки, а посередине можно сделать узелок.

Начинаем соревнование. Пусть два участника возьмут палочки и быстро начнут наматывать на них веревочку.

Кто первым домотал до узелка, становится победителем.

3 часть — Итог занятия:

Воспитатель 1: Ох ребята, какие же вы ловкие и быстрые! Вы молодцы! Ой а кажется мы что-то забыли сделать! Посмотрите внимательно на наших матрешек! Что-то с ними не так?!

Дети отвечают , что у них нет лиц

Воспитатель 1: Правильно ребята! Предлагаю вам подойти к последнему столу – и в многообразии лиц выбрать то для своей матрешки, которое соответствует вашему настроению в эту минуту!

Дети выполняют задание.

Воспитатель 1: Ребята где мы с вами сегодня побывали и о чем говорили?

Дети отвечают:…

Воспитатель 1: Правильно, а теперь предлагаю сесть на места и вернуться с ярмарки в наш детский сад.

Задачи комплексного занятия:

  • расширять представление детей о народных ремёслах;
  • развивать познавательный интерес, стимулировать в процессе познавательного общения их любознательность, стремление к самостоятельному приобретению знаний;
  • воспитывать у дошкольников любовь и уважение к людям труда, продуктам их деятельности.

Словарная работа: ремесло, гончар, соломоплетение, лозоплетение, ткачество, бисер.

Оборудование: гончарный круг, изделия из глины, соломки, лозы, льна, бисера.

Ход занятия

Занятие начинается в холле яслей-сада.

Воспитатель (В.). Ребята, поприветствуйте всех, кто пришёл к нам сегодня в гости. (Дети приветствуют гостей словами «добрый день!».) Мы с вами продолжим наше путешествие по Городу мастеров. Кто живёт в этом городе? (Ответы детей.) Правильно, люди разных профессий. Профессий очень много! Назовите, какие профессии вы знаете? (Дети называют профессии.)

Новое путешествие сегодня будет необычным, мы узнаем с вами о давней и богатой истории белорусских ремёсел, о белорусских мастерах.

Во время рассказа воспитателя мастера занимаются работой.

В. Вы готовы отправиться туда прямо сейчас? Путешествие начинается.

Дети с воспитателем подходят к первому столу, здороваются.

В. Может, кто-нибудь из вас знает, кто такой гончар? (Ответы детей.)

Гончар - мастер гончарного дела, изготавливающий изделия из глины: посуду, игрушки, малые скульптуры, строительные материалы.

Воспитатель обращает внимание детей на гончарный круг.

В. Гончарный круг - это станок для изготовления посуды и керамических изделий. Давайте с вами понаблюдаем за работой гончара.

Воспитатель комментирует работу мастера, дети слушают воспитателя и наблюдают за работой мастера.

Мастер помещает в центр вращающегося гончарного круга ком глины, смачивает руки водой и далее нажатием больших пальцев делает углубление и формирует донышко. Далее заготовка вытягивается в цилиндр нужной высоты. Работают, как правило, обеими руками: одна - внутри, другая - снаружи. Руки перемещаются ото дна вверх. Их необходимо постоянно смачивать водой, чтобы они хорошо скользили по глине.

В. Ребята, обратите внимание, сколько изделий сделано руками гончара, но для этого нужно готовое изделие поместить в печь, обжечь его, а затем мастер разрисует его.

Дети благодарят мастера, получают от него подарок и кладут его в корзинку.

В. Сейчас мастер расскажет нам о работе с соломкой и покажет свои работы.

Мастер. Проходите, гости дорогие, я расскажу вам, что можно сделать из удивительной соломки: домашнюю утварь, головные уборы, игрушки и украшения.

Для плетения лучше всего подходит солома, заготовленная вручную, причём я заготавливаю её в разные сроки - тогда она получается различных оттенков. Затем я её просушиваю, очищаю и вымачиваю в горячей воде. После этого она становится мягкой и эластичной.

Мастер демонстрирует свои работы. Дети рассматривают их и благодарят мастера.

В. Мастер расскажет нам о древнем ремесле - лозоплетении.

Мастер. Милости прошу, гости дорогие! Проходите. (Рассказывает и показывает.) Издавна люди из лозы плели различные по форме и назначению изделия: строили жилища, делали изгороди, плели лапти, посуду. Для изготовления плетёных изделий я использую ивовый прут.

Прутья должны быть длинными, тонкими, гибкими, иметь ровную и гладкую поверхность. Чтобы лоза стала более эластичной, перед началом работы её замачивают в воде.

В. Снова нас зовёт дорога,

Кто нас ждёт на этот раз?

Кто продолжит свой рассказ?

Дети с воспитателем подходят к четвёртому столу, здороваются с мастером.

В. Ребята, обратите внимание на изделия, о которых расскажет нам мастер (рушники, изделия изо льна, вышивка, куклы в белорусских костюмах и т.д.). Давайте послушаем рассказ мастера.

Мастер. Может, кто-нибудь из вас, ребята, слышал, кто такие ткачи? (Ответы детей.) Человека, работающего на ткацком станке, называют ткачом. Ремесло по производству ткани на ткацком станке называется ткачеством.

Ткацкий станок - одно из наиболее древних орудий труда человека. Здесь из простых ниток получаются ткань, полотно, готовое изделие. Издавна вся одежда, все предметы быта, рушники, скатерти производились ткачами.

Дети рассматривают работы и благодарят мастера.

В. Чтобы изделия выглядели красивыми и привлекательными, белорусские мастерицы украшали их вышивкой, бисером.

Дети с воспитателем подходят к пятому столу.

Мастер (по вышивке бисером). Бусины могут быть из различных материалов. Традиционно их делали из древесины, янтаря и других природных материалов. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетением.

Дети рассматривают работы и благодарят мастеров, получают подарки, прощаются.

В. Дорогие ребята! Вот и завершается наше путешествие в Город мастеров. С какими народными ремёслами мы познакомились? Давайте заглянем в нашу корзинку. Сколько сувениров нам подарили мастера? (Воспитатель по очереди достаёт сувениры.) В народе говорят: «Если полюбишь работу, то и работа полюбит тебя». А мастера, который никакой работы не боится и всё умеет, называют мастер золотые руки. Давайте ещё раз полюбуемся работой наших умельцев и поблагодарим их за их труд.

Дети хором говорят «спасибо».

Вы молодцы, ребята, много знаете. Вырастайте здоровыми, сильными, трудолюбивыми, помните о наших народных умельцах!

Татьяна Андреевна Попова

Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре

Введение

С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Мы считаем необходимым довести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать их в национальных традициях.

Нами были разработаны интегрированные циклы занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры, объединенные общей тематикой.

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, верование в обереги и т. п.

Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры – один из жанров устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В играх удовлетворяется детская жажда действия. Игры предоставляют обильную пищу для работы ума и воображения.

Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки и т. д. Используется пальчиковый театр, театр бибабо и костюмированный театр. В процессе театрализованной деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с предметами быта и т. д.

Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов. В процессе художественно-творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.

Создание в группе мини-музея предметов, характерных для русского народного быта. Подобные мини-музеи оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Конспекты занятий

Сентябрь Тема цикла «Во саду ли, в огороде»

Занятие 1. Развитие речи

Тема: «Во саду ли, в огороде».

Программное содержание. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Познакомить детей с потешкой «Наш козел». Учить отгадывать описательные загадки. Закреплять знания об овощах, фруктах и ягодах; их названиях.

Материал. Палка (длина 1 м), игрушка Козел-стрекозел, корзина, натуральные овощи, фрукты и ягоды: морковь, огурец, лук, репа, капуста, яблоко, смородина; 3 тарелки, яблоки для угощения детей.

Предварительная работа. Разучивание потешки «Наш козел». Объяснение слов и выражений: «тесто месил», «печку топил», «сказки сказывал», «небылицы», «неслыхальщины». Подбор наглядного материала. На прогулке разучивание русской народной игры «Огородник», объяснение встречающихся в игре выражений «к концу востра», «всяк за вихор возьмет».

Русская народная игра «Огородник».

Каждый играющий называет себя каким-нибудь овощем. Все становятся в круг. Один ребенок – огородник – выходит в середину круга и стучит палкой по земле.

Дети спрашивают у огородника:

– Кто там?

Он отвечает:

– Огородник.

– Зачем пришел?

– За репой!

После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:

Сверху репа зелена,

Посередине толста,

К концу востра,

Прячет хвост под себя.

Кто к ней ни подойдет,

Всяк за вихор возьмет.

Огородник должен назвать, кто из ребят репа. Если угадал, то «репа» от него убегает, а огородник старается догнать.

Ход занятия

Раздается стук в дверь. В гости к ребятам приходит Козел-стрекозел (игрушка). Козлик приносит подарок – корзину с ягодами, фруктами и овощами. Вначале корзина закрыта, и детям не видно, что в ней находится.

Педагог предлагает детям спеть песенку-потешку про козлика:

Наш Козел-стрекозел

То-то умный был:

Он и по воду ходил,

Он и тесто месил,

Он и печку топил,

И козлят кормил,

Творогом лепешки смазывал,

Песни пел и сказки сказывал,

Небылицы,

Неслыхальщины.

Педагог говорит, что песенка очень понравилась Козлику. Затем спрашивает у Козлика, что лежит в его корзине. Козел-стрекозел предлагает детям отгадать загадки – так они узнают, что лежит в корзине.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Я вырос на грядке,

Характер мой гладкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Лук)

Кругла, да не месяц,

Желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сто одежек -

И все без застежек.

(Капуста)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Черных ягод пышный куст -

Хороши они на вкус!

(Смородина)

Воспитатель достает названные овощи, фрукты и ягоды, складывает их на столе.

Проводится дидактическая игра «Чторастет в саду и огороде». Козлик просит детей разложить овощи, фрукты и ягоды на три тарелки: первая тарелка – ягоды, вторая тарелка – овощи, третья тарелка – фрукты. В конце игры воспитатель и Козлик уточняют у ребят, что растет в саду. Дети называют ягоды и фрукты, лежащие на первой и третьей тарелках. Затем воспитатель спрашивает: «Что растет в огороде?» Дети называют овощи, лежащие на второй тарелке.

На прощание Козлик просит детей еще раз спеть песенку. Дарит каждому ребенку яблоко, уточняет что это: овощ, фрукт, ягода? Прощается и уходит.

Занятие 2. Лепка

Тема: «Лепим овощи и фрукты».

Программное содержание. Закреплять знание загадок об овощах и фруктах. Развивать инициативу, самостоятельность и творческие способности. Закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приемы. Обращать внимание детей на конечный результат работы.

Материал. Корзина с натуральными овощами и фруктами (морковь, огурец, лук, репа, капуста, яблоко). Пластилин, доска для лепки (на каждого ребенка).

Предварительная работа. Загадывание загадок об овощах и фруктах. На прогулке проведение русской народной игры «Огородник» (см. выше).

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что на предыдущем занятии Козел-стрекозел принес им в подарок много овощей и фруктов. (Показ корзины с овощами и фруктами.)

Предлагает ребятам поиграть в игру «Отгадай»: «Вы мне загадывайте загадки, а я постараюсь отгадать. В случае затруднения вы, ребята, мне будете помогать».

Дети вспоминают знакомые загадки.

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Я вырос на грядке,

Характер мой гладкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

(Лук)

Кругла, да не месяц,

Желта, да не масло,

С хвостом, да не мышь.

(Репа)

Сто одежек -

И все без застежек.

(Капуста)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Черных ягод пышный куст -

Хороши они на вкус!

(Смородина)

Воспитатель привлекает детей к отгадыванию загадок, демонстрирует отгадки – овощи и фрукты: «Вот какой богатый урожай овощей и фруктов созрел в наших садах и огородах!»

Затем предлагает ребятам вылепить по желанию любые овощи и фрукты.

Поощряет желание детей самостоятельно лепить разные овощи и фрукты.

Обращает внимание на приемы лепки, используемые детьми. Напоминает о правильных приемах лепки предметов круглой, овальной, удлиненной формы.

В конце занятия воспитатель рассматривает с детьми выполненные работы и предлагает классифицировать их: разложить отдельно овощи и фрукты.