Детские развивающие коврики своими руками. Развивающий коврик своими руками: элементы, принципы, идеи Делаем сами развивающий коврик с молниями

Итак, приступим.

Размеры коврика 1м на 1м.
1. Необходимые материалы:
- ткань-основа с детским рисунком. Бязь, 2 м
- обруч пластмассовый, диаметром 90см
- ткань однотонная, 4-х цветов (назовем ее фон), по 30 см. Идеальный вариант - плащевка на флисе.
- синтепон 1,5 м
- лента велькро (липучка) белая и черная
- шнурочки, резиночки, ленточки, ткани разной фактуры и т.д.
- шуршащие фантики от конфет:))))

2. Раскраиваем ткань -основу и однотонные ткани.

Т.е. у нас получается:

Две детали ткани-основы: 1м на 1м и 63см на 63см

Две детали однотонных тканей 21,5см на 1 м
- две детали однотонных тканей 21,5см на 63 см

Остатки однотонных тканей идут на пошив развивающих элементов.
Такой раскрой самый удобный в плане сборки коврика, поэтому в этом мастер-классе будем рассматривать именно его. Припуски я делаю с хорошим запасом - аж по полтора см, на всякий случай.

3. Нашиваем на фон развивающие элементы.
Тут есть несколько правил (ориентируемся на возраст от 3-5 месяцев):
- крупно
- контрастно
- понятно
- надежно и безопасно
- запрет на мелкие детали
Не стоит пыхтеть и перегружать коврик развивалками, ребенок в этом возрасте этого не оценит. Так же всякие замочки, молнии и прочее лучше припасти на более поздний возраст.

Учитываем, что детки любят теребить шнурочки, дергать шуршачие листики-ушки-крылышки, открывать-закрывать, находить то, что не видно сразу, трогать разные фактуры. Не забываем, что то, что мы изображаем, нужно будет назвать ребенку, рассказать что-то.
Тут, например: Домик. На окошке цветы, рядом на веревочке сушится одежда (называем ее с подросшим ребенком).

Открываем шуршащую дверцу (крепление - липучка)... А в домике, оказывается, живет девочка! Глаза мне нравится делать из черной липучки-велькро, той половины, что мягкая. Просто вырезаю и крепко пришиваю вручную. На ладошки я пришила вторую половину велькро - с крючочками, поэтому с ладошками можно поиграть в любимую детскую игру "ку-ку". Ручки у девочки - один шнурок: тянешь одну руку, другая короче становится. Волосы - накрепко пришитая пряжа.

А еще девочка может хихикать над лягушкой, которая сачком ловит бабочек))))).

И так далее. Другие примеры развивающих элементов можно посмотреть в моих сообщениях про коврики: http://happynata.blogspot.ru/2014/03 и http://happynata.blogspot.ru/2014/02

4. Собираем лицевую часть коврика из кусков.

Сначала пришиваем короткие куски к центральной части. Припуск ровно в 1,5 см выдерживать обязательно! Теперь пришиваем длинные куски. С припуском аналогично.

Все развивающие элементы должны быть направлены к центру, чтобы ребенок мог, покрутившись-повертевшись, сам выбрать себе то, что ему интересно или переползти от одного элемента к другому. Центральная часть, собственно, для этого и нужна, чтобы комфортно лежать и ползать, поэтому сюда ничего не крепим!


Примерно то, что должно получиться по окончании этого этапа:


5. Делаем дуги.

Отпиливаем от обруча две дуги длиной 125см и 132 см.

Отрезаем синтепон - два отреза по 1,5 м длиной и примерно по обхвату дуги (с запасом) шириной, т.е. около 10-15 см. Тут точность не важна.

Теперь этим синтепоном нам нужно обернуть дуги. Обматываем и хорошо укрепляем нитками:

Вот что должно получиться в итоге:

Теперь обшиваем дуги тканью.

Обручи бывают тонкие и толстые, поэтому точные размеры деталей дать не могу. Обхватываем сантиметровой лентой полученную дугу (не туго) и добавляем припуски. Это будет у нас ширина отреза ткани, длину берем 1,5 м - лишнее отрежем на месте. Отрезаем, естественно, два таких))).

Складываем ткань лицевой стороной вовнутрь, прошиваем, по ходу пришивая петельки и завязки, если нужно. Ниже напишу, как сшить хитрую штуку, благодаря которой эти завязки не нужны. Выворачиваем, вставляем туда дуги. И пока откладываем в сторону.

6. Сшиваем коврик, простегиваем синтепоном.

Пока не выворачиваем. Отрезаем синтепон 1м на 1м, накладываем его поверх. Прихватываем его в углах и по серединам сторон к коврику. Теперь он никуда не будет съезжать и сбиваться.

Выворачиваем. Зашиваем.

Простегиваем вдоль линий соединения тканей и где-нибудь еще, если не поленимся))). Главное - предварительно сметывать, потому что при шитье синтепон стопроцентно уведет ткань в сторону.

7. Крепление дуг к коврику.

Из всех вариантов, которые я рассматривала, мне понравился такой. Дуги продеваются через отверстия и крепятся с внутренней стороны на широкую липучку. Во-первых, это быстро (а когда ребенок плачет, счет идет на минуты), а во-вторых, надежно - проверено несколькими месяцами ежедневного использования.

Итак. делаем четыре прорези (насквозь) в четырех углах - недалеко от мест соединений фона и центральной части. И обшиваем, как умеем))). Я использовала косую бейку.

Пришиваем с обратной стороны липучки - около разреза, ближе к наружному углу.

Вторые половины липучек пришиваем к дугам, предварительно отрезав лишнее и подогнув. Липучки должны располагаться на передней поверхности, т.е. центральный шов дуги будет сзади. В общем, семь раз примерьте, прежде чем начать пришивать.

Вставляем дуги крест-накрест. Пришиваем к нижней дуге (та, что короче) по середине крепеж для дуг. Мне нравится использовать толстую стропу и липучку. Вот, что получается:

Несмотря на великое разнообразие развивающих ковриков для детей в магазинах, очень часто мы не можем остановить свой выбор на конкретной модели. И это неудивительно, все малыши – особенные. Но сложно в точности определить, в чем их особенность в первые недели жизни. Поэтому обычно выбор либо падает на все коврики сразу, либо ни один не подходит под наши потребности.

Если вы всё ещё не можете определиться с выбором коврика, то знайте, что можно создавать своими руками! Достаточно желания и знания основных принципов их конструирования. О чем мы дальше и поговорим.

Основные требования к коврикам, сшитым своими руками

Даже если вы уже точно знаете, какой тип коврика вам нужен, не торопитесь хвататься за иголку и ткань. Очень важно не забывать, что развивающие коврики на долгое время становятся главной игрушкой вашего малыша, верным спутником и помощников в освоении мира. Поэтому для начал стоит изучить основные требования к таким коврикам, а уже после приступать к их пошиву.

Внимание к деталям

Над разработкой современных ковриков трудятся лучшие детские психологи и используются высокотехнологичное оборудование, но у рукодельных ковриков есть свой ряд преимуществ:

  • вы сами выбираете материалы для коврика и уверены в их безопасности,
  • вы сами решаете сколько игр и игровых элементов будет на коврике,
  • вы сами формируете размер игрового поля будущего коврика, и он может сильно отличаться от стандартных, предлагаемых мировыми производителями,
  • ваш коврик будет создан исключительно для вашего малыша, в нем будут предусмотрены и учтены его особенности и предпочтения, его любовь к тем или иным играм, а также цветам.

Именно поэтому до сих пор большинство мам предпочитают шить развивающие коврики для детей своими руками.

Но прежде, чем приступить к пошиву такого коврика необходимо помнить несколько важных требований к работе, чтобы после не разочароваться в результате.

1) Если вы собираетесь развивать мелкую моторику малыша, то предметы, которые будут выполнять данную функцию, выбирайте разные.

Однообразие быстро надоест ребенку, и он потеряет интерес к игре.

2) Если вы хотите, чтобы коврик прослужил вам долго, оставляйте свободное место для дополнения новыми играми.

В первые дни жизни малышу больше и интересней будет играть с крупными деталями, изображениями и бусинами, но чем старше он будет становиться, тем мельче и детальней будут последующие сектора.

3) Для основы коврика выбирайте яркие цвета, но не кричащие и не глянцевые, чтобы глаза малыша не уставали и не пропадало увлечение игрой.

4) Продумывайте расположение секторов и игровых элементов на полотне так, чтобы они не только включали в себя максимум пользы в качестве развивающей игры, но и гармонично вписывались в общую задумку.

Поле должно быть логически выстроено, иначе ребенок не будет видеть итоговой цели и в скором времени его интерес к игре пропадет.

Не забывайте, что главная цель коврика – развитие вашего малыша в игровой форме. И поэтому очень важно, чтобы ему было интересно, весело и познавательно.

Для создания развивающего коврика для детей своими руками вам понадобится много разнообразного материала. Но это не значит, что он должен пестрить бусинками, шнурочками и хаотично налепленными липучками, которые будут только мешать и путать малыша.

Для начала вам нужно продумать основную тему коврика, определиться с главными его задачами и функциями, а после начать запасаться материалами.

Первое, что вам потребуется для пошива развивающего коврика – это ткань.

Она нужна как для создания основы, так и для большинства аппликаций, которые украсят игровое поле. Поэтому при ее подборе обращайте внимание на следующее:

  • для изнаночной стороны подойдет нескользкая ткань, чтобы коврик не елозил по полу,
  • для основы больше подойдет ткань однотонная, плотная, чтобы она могла выдержать частое использование коврика,
  • для декора и аппликаций подойдут тонкие ткани – ситец, бязь, хлопок,
  • для шуршащих элементов выбирайте плащевку, искусственный шелк,
  • для игр, направленных на развитие тактильных ощущений больше подходит бархат, замша, вельвет, и .

Как видите, ткани для создания развивающего коврика потребуется много.

Не забывайте и о фурнитуре, которая играет здесь немаловажную роль:

  • , молнии и учат детей скреплять детали;
  • резинки, помогут прятать и доставать отдельные игровые элементы, а также изображать природные явления. Например, дождь или солнце, выглядывающее из-за туч;
  • бусинки, пайетки и разноцветные камушки будут привлекать внимание и развивать восприятие цвета крохи.

Оглянитесь вокруг, не только швейная фурнитура сможет помочь вам в создании развивающего коврика. В ход пойдет все:

  • горох, фасоль, пшено и гречка – в качестве наполнителя и создания игрушек-шуршалок;
  • шерстяные нитки – в качестве имитации травы или шерсти животных;
  • яркие фантики – в качестве вкладышей и шумового эффекта.

И это далеко не весь список материалов, что может вам пригодиться. Каждый коврик уникален, как и его хозяин. Поэтому вы сами решаете, что вам подходит для его создания.

Не забывайте только, что все материалы должны быть натуральными и не опасными для здоровья малыша.

Мелкие детали пришивайте накрепко, а ткань выбирайте с умом, чтобы та не линяла и не красила детские ладошки.

Создаем развивающий коврик для детей своими руками

Как мы уже говорили, развивающие коврики для детей бывают разными. Они отличаются не только размерами и наполнением, но и целью, т. к. создаются под конкретный возраст малыша. Поэтому сначала определитесь, как долго вы хотите, чтобы вам служил коврик, и только , что вам больше подходит. А мы попробуем разобраться, как же создать основу и чем дополнить игровое поле самых распространенных разновидностей детских ковриков.

Коврик с дугами своими руками

Так как коврики с дугами и бортиками лучше всего подходят для малышей грудного возраста, то и создавать их стоит яркими.

Помимо ранее упомянутых материалов в виде ткани и фурнитуры, нам потребуются еще и дуги. В этом нам поможет гимнастический обруч или металлопластиковые трубы.

Следовательно, для создания развивающего коврика с дугами нам потребуются:

  • однотонные ткани ярких расцветок – бязь, ситец, хлопок;
  • нескользкая ткань для обратной стороны коврика;
  • синтепон;
  • гимнастический обруч примерным диаметром 65 см или 3-4 метра металлопластиковой трубы.

Для начала определитесь с размером самого коврика.

Самым распространенным размером развивающего коврика с дугами считается 90х90 см, но вы можете сами решить, какой площади будет игровое поле вашего малыша.

Основа коврика

Раскроите из основной ткани квадрат нужного размера для лицевой стороны коврика и точно такой же из нескользящей ткани, которая станет обратной стороной. Сшейте их вместе и выверните на лицо, но оставьте достаточное отверстие для набивки.

Чтобы на коврике было мягко лежать и переворачиваться, вставьте в получившуюся заготовку несколько слоев синтепона и после этого все зашейте.

Чтобы синтепон внутри коврика не смещался и не комкался, простегайте будущий коврик (все слои синтепона и ткань), вручную или на швейной машинке.

Так мы с вами создали основу для развивающего коврика, которую можно сразу или со временем украсить игрушками и аппликациями для вашего непоседы.

Дуги

Теперь переходим к дугам.

Если вы выбрали гимнастический обруч, то вам для начала необходимо его разрезать пополам, чтобы получить каркас. Затем дуги необходимо сделать более безопасными и мягкими. Поэтому снова достаем синтепон и оборачиваем им заготовки.

Когда дугу будет не видно под слоем синтепона, и вы сочтете ее максимально мягкой и безопасной для малыша, возьмите ткань, сшейте из нее длинную трубу, выверните и вставьте в нее полученную дугу.

Соединение дуг и основы коврика

Не забудьте, что дуги вверху должны быть соединены вместе, для этого вы можете:

  • вшить в одну из тканевых трубок два шнурка, которыми и будете после перехватывать обе дуги;
  • скроить из основной ткани ленту, которой будете связывать дуги;
  • взять любую тесьму или готовую ленту.

После того, как основа и дуги готовы, остается главный вопрос, как соединить два главных элемента вместе?

Если вы не планируете собирать и разбирать коврик, то можете пришить ткань, которой обернуты дуги к уголкам коврика. Ваш развивающий коврик на этом будет готов и им можно пользоваться.

Если же вы планируете сделать его более транспортабельным, то на этапе пошива основы стоит задуматься о вариантах крепления дуг.

Вы можете скроить небольшие кармашки в виде труб диаметром на пару сантиметров большим, чем дуга, и пришить их к углам основы коврика.

Наглядно процесс такого соединения показывает Ольга Волкова в своем мастер-классе:

Вы можете прорезать основу коврика на этапе раскроя, обметать полученные петли и пришить с обратной стороны липучки. Вторую ее часть прикрепите к готовой дуге и вставьте ее в петлю. Именно так предлагает поступить Любовь Лозинская, делящаяся хитростями создания мобильного и яркого развивающего коврика в своем мастер-классе по созданию детского коврика.

Если вы планируете использовать развивающий коврик и после того, как малыш научится ходить, то дуги можно собрать и отдельно от игрового поля.

Для этого вам просто нужно обрезать их нужной длины, обмотать синтепоном и обшить тканью, а после сформировать дугу, перетянув концы одной трубы друг между другом лентой. Получится прочный каркас из двух дуг, на которой можно укладывать любой, подходящий по размеру коврик.

Расчёт длины трубы для дуг

Для этого просто умножьте диагональ коврика на число π, равное 3,14, а после поделите получившийся результат на пополам.

Например, вы хотите собрать дуги из трубы для коврика размером 90х90 см. Устанавливаться они будут в углах поля, следовательно, основание нашего полукруга и будет отправной точкой.

Итак, диагональ нашего коврика составит 126 см (90см х 1,4). Теперь нам нужно умножить полученное число на 3,14 – 126смх3,14 – чтобы получить окружность предполагаемого круга, которая будет равна 395,65 см. Но так как это длина полного круга, то нам нужно разделить его напополам – 395,65 см/2 = 197,82 см. Итого, нам потребуется два отреза металлопластиковой трубы ориентировочной длины 198 см. Если дуга получится слишком высокой, просто сократите длину трубы, пока не получите удовлетворяющий результат.

Обратите внимание, что одна труба должна быть длиннее другой на несколько сантиметров для большей устойчивости конструкции.

Коврик с дугами и бортиками своими руками

Еще одной отличительной чертой развивающих ковриков для детей помладше является наличие не только дуг, но и бортиков, чтобы непоседы оставались на месте.

Как мы уже говорили, такие коврики бывают нескольких видов:

  • с приставными бортиками;
  • с бортиками, являющимися частью большого коврика.

Приставными бортиками могут стать подушки, валики или иные мягкие ограничители.

Если же вы хотите, чтобы коврик надолго стал вашим помощником, то ваш выбор – коврик с подъемными бортиками. Ведь у него есть два размера – в собранном и разобранном виде.

Чтобы сшить такой коврик, сначала необходимо построить правильную выкройку. Для этого определитесь с размером изначального, маленького коврика. Начертите этот квадрат или прямоугольник на бумаге, а теперь по каждой стороне добавьте прямоугольник, высота которого и будет высотой стенки. Именно такой и будет ваша основа.

В местах, где бортики будут складываться, вы можете пришить шнурки или ленты. Тогда для сборки коврика вам будет достаточно плотно связать их между собой. Если вы отдаете предпочтение липучкам или кнопкам, то пришейте их по всей высоте бортика.

Более наглядно процесс создания такого коврика можно увидеть в небольшом мастер-классе молодой мамы.

Тематический или игровой коврик своими руками

И все же самым популярным среди развивающих ковриков для детей считаются игровые. Ведь на них столько интересного и веселого!

Основа такого коврика может быть сшита по-разному:

  • цельным полотном, к которому после будут пришиваться аппликации и развивающие игрушки;
  • отдельными секциями, которые будут соединяться, со временем увеличивая коврик в размерах.

Но в любом случаем потребуются:

  • несколько больших отрезов ткани;
  • синтепон или поролон в качестве уплотнителя;
  • лоскуты яркой ткани разной фактуры;
  • пуговицы, бусины и прочая фурнитура;
  • замки, липучки и резинка и др.

Для начала определитесь с эскизом вашего будущего коврика:

  • учтите размер готового изделия и будете ли вы его сшивать из лоскутов или из цельного отреза;
  • продумайте расположение игр и логический переход между ними;
  • придумайте сюжет коврика.

Очень важно, чтобы во всем, что будет происходить на коврике был смысл и закономерность. Не пытайтесь разместить игры с пчелками и ежиками посреди моря – это только запутает ребенка.

Отличной подсказкой может стать и выбор типа коврика. Вы можете сшить:

В любом случаем вам потребуется основа, сшитая из двух отрезов ткани и прослоенная наполнителем, чтобы коврик был максимально безопасным для игр.

После вы можете пришить к ней игровые элементы в необходимом вам порядке.

Если вы выбрали сюжетом карту местности – лес, автостраду или парк – то вы можете разделить поле на небо и землю. Внизу разместите деревья, дорогу, небольших животных или домики, вверху у вас останется место для облаков, солнца, птиц и самолетов.

Не ограничивайте свою фантазию, вы всегда можете дополнить коврик новым объектом, просто пришив его или поменяв с другим местами.

Используйте липучки, пуговицы и молнии для соединения игрушек. Так в небе может пролетать самолет, прикрепленный на бегунок от молнии, в доме окна могут открываться и закрываться на пуговицу, а ежик, прячущийся под кустом, может собирать яблоки или ягоду, которая крепится к нему на липучки.

Милый мягкий ежик

Создавая развивающие коврики для детей своими руками, обязательно уделите внимание разнообразию видов игрушек:

  • сшейте или свяжите шумные объекты – всыпьте в капсулу от шоколадного яйца гречку или бисер, обвяжите или обтяните тканью, придавая игрушке образ пчелки, бабочки или кролика;
  • используйте фетр для плоских аппликаций, которые будут перемещаться по игровому полю и крепиться на липучки, кнопки или пуговицы;
  • предусмотрите наличие кармашков на замках-молниях, в которых будут ;
  • вшейте в отдельные участки коврика аппликации с фантиком от конфет внутри, такое шуршание не останется без внимания у маленького непоседы.

Коллекция игрушек для коврика

Если вы еще не определились с сюжетом или не уверены в своих силах, то загляните в видео-мастер-класс авторства Handmade Портной. Здесь вас вдохновят на создание простого игрового коврика с разными элементами и принципами крепления игрушек.

Если же вы сомневаетесь в своем навыке швеи, то можно воспользоваться отличной идеей Светланы Рост, которая предлагает создать развивающий коврик на основе подушек для табуретов. Так вы сможете увеличивать или уменьшать размер игрового поля, менять местами игры и задачи, а то и вовсе на время убирать те, что уже надоели малышу.

Двухсторонний развивающий коврик

Практичные родители отдают предпочтение двусторонним коврикам, которые содержат в себе два игровых поля. Так они обеспечат своего малыша занятием на долгое время и сохранят семейный бюджет.

Но при создании таких развивающих ковриков своими руками учитывайте, что малыш будет передвигаться по нему и ему ничего не должно мешать. Поэтому стоит избегать объемных и твердых объектов, которые могут стать причиной лишних ссадин и синяков.

Как и в случае с игровыми ковриками для начала нужно:

  • придумать сюжет;
  • нарисовать эскиз и карту;
  • подготовить материалы.

После вы пришиваете все игровые объекты и липучки на подготовленные игровые поля и сшиваете их друг с другом по принципу сэндвича для стежки – складываете игровое поле, к изнаночной стороне прикладываете синтепон и кладете второе игровое поле, изнанкой к наполнителю. Сшиваете получившийся бутерброд вместе, пришиваете по краю бейку.

Для игр на таком развивающем коврике больше всего подходят игрушки из фетра, которые можно переставлять, перекладывать или использовать для обеих сторон.

Коврик-головоломка или коврик-пазл

Если же ваш малыш уже достаточно взрослый и самостоятельный, то ему понравится идея самому собирать себе коврик. Уже сам процесс складывания станет для него отличной игрой и проверкой логики, пространственного мышления, а также соотношения форм друг с другом. Именно для этого и были придуманы коврики-пазлы или коврики-головоломки.

Большой пазл — маленькому человечку

Чаще всего, такие коврики делают из ПВХ, т.е. в домашних условиях повторить их производство будет сложно. Но мамы-рукодельницы нашли выход и принялись шить коврики-пазлы в виде множества мягких подушек, которые можно легко соединять между собой.

Для создания таких развивающих ковриков своими руками вам понадобится:

  • ткань – лучше всего подойдет фетр, флис или хлопок;
  • наполнитель;
  • выкройка.

Для начала продумайте сколько подушек вы хотите сшить и какой формы они будут. Нарисуйте пазл в собранном виде и вырежьте каждую деталь отдельно – это и будет вашей выкройкой. Далее просто перенести ее на ткань – каждая деталь должна быть выкроена в двух экземплярах, которые после и будут сшиты в подушки.

Плотно набейте подушки синтепоном или любым другим наполнителем, зашейте отверстие и можете отдавать готовый коврик своему ребенку для игр. Он сам решит, как его собрать и что с ним делать дальше.

Чтобы добавить еще один элемент игры и проверки логики ребенка, вы можете пришить к подушкам аппликацию в виде лабиринта или дороги, которые нужно будет соединить в правильном порядке.

Более подробно разобраться с процессом создания коврика-пазла вам поможет Eclerka и ее подробный мастер-класс , в котором она делится тонкостями раскроя и пошива подушек.

Как видите, чтобы подарить своему ребенку полноценное развитие и помочь ему познать мир, не обязательно бежать в магазин и скупать все с его полок. Иногда достаточно проявить фантазию и смекалку, а также подарить ему свою любовь через создание удобного, полезного и интересного развивающего коврика. А каким он будет и чему научит вашего малыша – решать только вам.

Когда в семье появляется такое маленькое чудо как ребенок, молодые родители начинают задумываться о том, как обеспечить правильное физическое, эмоциональное и умственное развитие малыша. Столкнувшись с такой задачей, начинаются нелегкие походы по детским магазинам в поисках верного решения.

В наше время современная индустрия по производству дидактических игр, пособий и игрушек для детей разных возрастов не только находится на высоком уровне, но и продолжает стремительно набирать обороты. В частности, на сегодняшний момент немалым спросом пользуется такой универсальный товар, как развивающие коврики для детей - их можно легко сделать самостоятельно.

Один из мастер-классов по изготовлению небольшого круглого коврика вы можете увидеть ниже.

Назначение

Детский коврик – это своеобразное первое дидактическое пособие для малышей и родителей. При разработке такого изделия, главной идеей являлось размещение на красочном и ярком полотне разного размера всевозможных развивающих элементов: тканей разных фактур и цветов, музыкальных деталей, погремушек , грызунков и т.д.

Целью такого атрибута является развитие слуха, двигательной активности, познавательной сферы и сенсомоторных навыков крохи. С помощью таких ковриков ребенок в процессе игры учится дотягиваться до игрушек, ползать, сидеть, ходить, различать цвета и формы.

Важно, чтобы коврик соответствовал следующим требованиям:

  • Материалы должны быть качественными. Это требование относится не только к ткани, но и к комплектующим элементам, дабы избежать аллергической реакции у малыша.
  • Целостность материалов, т.е. отсутствие различного рода повреждений, трещин, сколов, некачественно выполненных швов и т.д.
  • Качество сборки изделия надлежит быть высоким. Декоративные элементы и различная фурнитура не должны болтаться, а должны быть прочно пришиты и прикреплены.
  • Универсальность полотна. Так как малыши достаточно быстро растут, возникнет необходимость в усовершенствовании данного детского аксессуара. Стоит обратить внимание на то, возможно ли при необходимости менять и дополнять развивающие детали и игрушки на приобретаемом коврике. К примеру, если такой развивающий товар шьется для новорожденных детей, малышей до 3 месяцев и планируется использоваться в дальнейшем, идеальным выбором будут модели с раскладывающимися мягкими бортами и прочными навесными дугами, к которым и может крепиться различный дидактический материал. Наличие в данном изделии дуг и откидных бортиков дает возможность модернизировать и увеличивать игровую площадь.

  • Возрастные особенности ребенка. Не стоит шить младенцу переполненное музыкальными и электронными элементами полотно, а также делать коврики-паззлы. Малыши такого возраста только начинают свое знакомство с окружающей средой и не способны логически думать и устанавливать причинно-следственные связи.
  • Разнообразие комплектующего материала. Чем больше шумящих, шуршащих, звенящих, сенсомоторных, движущихся, интерактивных, зеркальных, светящихся и т.д. элементов, различных по фактуре, цвету, размеру и форме – тем быстрее и легче ребенок заинтересуется игрой. Такое полотно не только развивает малыша, но и развлекает его, когда родители заняты и не могут на какое-то время уделить ему внимание.
  • Мобильность. Возможность при желании легко сложить и транспортировать данное изделие.
  • Все элементы детского развивающего коврика должны легко сниматься и отстегиваться, особенно музыкальные и электронные. Это необходимо учитывать, так как полотно временами будет нуждаться в стирке.

Поиски товара, который бы соответствовал всем вышеизложенным требованиям, могут привести родителей к такому результату, где цена на такой детский атрибут будет достаточно высокой. Прекрасный выход из данной ситуации – сделать такой развивающий центр самостоятельно.

Процесс пошива своими руками

Без сомнения, достаточно очевидна и ясна польза от такого изделия для развития малыша. Поэтому, если выбор сделан в пользу самодельного центра, следует немного потрудиться, запастись терпением и фантазией. А для начала надо подумать и решить, как будет выглядеть коврик и какой вариант выбрать для его изготовления, чтобы в результате получился оригинальный атрибут, наполненный родительской любовью, заботой и теплотой.

Для того, чтобы не допустить ошибок в работе по созданию полотна и не навредить малышу, важно учитывать следующие моменты:

Во-первых, присутствие зеркал на коврике недопустимо. Это опасно не только тем, что зеркало может разбиться или его часть может отколоться, но и вредно для зрения малыша, поскольку отражаясь от зеркальной поверхности, свет поляризуется на 100%.

  1. Предметы для мелкой моторики пальцев рук не должны быть однообразны. Ребенок быстро потеряет интерес к данной игровой деятельности. Необходимо чередовать различные на ощупь фактуры. Это нужно и для того, чтобы всесторонне развивать тактильные ощущения крохи.
  2. Для основы полотна не стоит выбирать насыщенные однотонные ткани с глянцевым эффектом. Глаза малыша быстро устанут и увлечение игрой пропадет.
  3. При декорировании изделия важно учитывать уровень развития крохи. Не стоит слишком детализировать и усложнять композицию. Лучше оставить немного свободного пространства для дальнейшего внесения желаемых изменений.
  4. Использовать в изготовлении данного детского атрибута тканей как холодных, так и теплых оттенков. Цвета должны быть яркие, но не кричащие.
  5. Важно продумать и то, на какие зоны будет разделено полотно. Подобрать декорированные элементы таким образом, чтобы они уместно смотрелись и отражали идею задуманного.

Выбираем модель

Вариаций детских развивающих полотен достаточно много. Ориентируясь на понравившуюся модель, гораздо легче будет спроектировать свою, сделав ее более совершенной и индивидуальной.

Развивающие мини-площадки можно классифицировать следующим образом.

По возрасту ребенка

  • Для новорожденных. Полотно мягкое, яркое. Обязательно наличие бортиков и дуг. Игрушки расположены так, чтобы малыш мог до них дотянуться. Используются дополнительные элементы в виде мягких шнурков, полосок ткани разного материала, гремящих и шуршащих игрушек. Часто такие коврики выпускаются по типу «трансформеры». При желании они достаточно легко складываются, могут перевоплощаться в сумку для игрушек или люльку.
  • Для крох от 6 месяцев до 1 года. Чаще всего это коврики с музыкальной атрибутикой. Малыш в это время учится сидеть, ползать и ходить. Пространства для игровой деятельности должно быть много. Ребенку становиться удобней и интересней играть на полу. Исходя из этого, развивающее полотно шьется с поролоновой или синтепоновой вставкой. Низ такого изделия – клеенчатый. Это помогает в чистке его от возможных загрязнений.
  • Для малышей от 1 года. Для детей данного возраста выбор можно сделать в пользу двустороннего полотна. Если возникнет желание сменить поле деятельности для игры, просто следует перевернуть изделие. Ребенку – годовичку интересны так же будут музыкальные или электронные коврики, так как кроха стремительно развивает свои слуховые навыки и танцевальные движения.
  • Для детей от 2 лет. В это время у малыша развитие речи набирает обороты. Предметно - дидактическая среда игрового поля должна стимулировать кроху активизировать словарный запас по темам: размер, первые цвета, животные и звуки, которые они издают. На этот возраст приходится становление сюжетно – ролевой игры. Идеальным будет выбор развивающего атрибута в виде игровых домиков и дорожек – лабиринтов;
  • Для ребят от 3 лет. В этом возрасте дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Основной вид деятельности – сюжетно–ролевая игра. Малыши учатся находить новое применение уже знакомым игрушкам. Активно развивается логика и мышление. Весьма полезны и интересны для ребят такого возраста коврики – паззлы, усложненные дорожки-лабиринты.

С дугами и бортиками

Изделия такой модели достаточно распространенные и востребованные. Дуги, перекрещиваются между собой, довольно просто открепляются от коврика. На них можно подвешивать различные игровые элементы, музыкальные детали и т.д. Бортики–ограничители шьются из мягкой ткани, иногда выполнены в форме валиков.

Для мальчиков и для девочек

Такие полотна могут отличаться по цвету, форме, комплектующим составляющим. Способов, как сделать такие гендерные коврики, огромное количество. Все зависит от фантазии и навыков мастера, взявшегося творить подобное изделие.

У мальчишек преимущественно использование в изделии оттенков синего и голубого цвета и изображение дорожной и строительной техники. Такие «автоковрики» помогут ребенку познакомиться с правилами дорожного движения. В качестве идеи декорирования полотна для юных автолюбителей можно смастерить светофор, в котором необходимо правильно подобрать и прикрепить цвета с помощью липучей ленты или заклепок. Достойно так же будут выглядеть и самодельные машины, умеющие пищать или бренчать из-за помещенных в них мелких деталей.

В декорировании ковриков для девочек за основу берутся красный и розовый цвета, изображены куклы, цветочки, сердечки и т.д. Интересными и актуальными для юных леди покажутся полотна с уклоном на хозяйственный труд: уместно использование различных глубоких карманов, вкладышей, вставок, аппликаций в виде печей, шкафов, в которые при помощи ленты – липучки или клепок можно поместить маленькие тканевые кастрюльки и кукольные платья.

В виде паззлов

Самые распространенные полотна такого вида – это изделия из поливинилхлорида (ПВХ), так как он стойкий к ударам, не жесткий, долгосрочный и теплоудерживающий. Благодаря перечисленным качествам такого сырья, можно быть уверенным в том, что ребенку, играющему на полу, будет тепло и комфортно.

Есть и текстильные коврики-паззлы, которые мамы с удовольствием делают самостоятельно.

Этапы работы

Определившись с моделью детского развивающего коврика, можно приступать непосредственно к его изготовлению. Намного удобней будет работать, опираясь на составленный план действий.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе нам нужно:

  • Сделать рисунок игрового полотна, учитывая все декоративные добавочные элементы и развивающие детали.
  • Подобрать ткань. При выборе ткани, важно учитывать ее гипоаллергенность. Таким качеством обладают: хлопок, бязь, джинсовый материал, байка, атлас, фетр. Если в проекте есть вязаный элемент декора, необходимо выбирать хлопковую пряжу, так как она не только приятна на ощупь, но и не вызывает раздражений на нежной коже ребенка. Не стоит забывать про поролон или синтепон, которые позволят крохе играть на теплом и мягком полотне.
  • Подготовить все необходимые инструменты и фурнитуру: ножницы, иголки, нитки, аппликации, фантики, пуговицы, ленточки, замочки-молнии, липкую ленту, шнурки, бусины и т.д.

Второй этап – работа с тканью.

Игровой коврик состоит из двух основных частей – изнаночная и лицевая стороны. Определившись с тканью, формой и размерами изделия, начинаем делать выкройку низа и верха полотна, не забывая про отступы для швов. Далее, следует тщательно обметать края, убедившись в отсутствии торчащих ниток.

Третий этап – работа с декоративной отделкой.

Выбранные тканевые аппликации пришиваем на верхнее полотно, которое является основой коврика. Те же самые действия проделываем с подготовленной фурнитурой, шуршащими и звуковыми деталями, игрушками. Работая с декорированием полотна, особо важно следить за тем, чтобы пристрачиваемые элементы были прочно прикреплены.

Четвертый этап – завершение работы.

На этом этапе с изнаночной стороны сшиваются части полотна – основа и дно. Но для того, чтобы коврик был мягким, необходимо вложить между тканями поролон или синтепон (если он очень тонкий, то понадобится два слоя).

Мастер-класс по изготовлению коврика

Рассмотрим пошагово, как изготовить развивающий коврик с дугами для новорожденного.

Процесс изготовления можно посмотреть на видео:

Шаг первый. Подготовка необходимого инструментария и материала.

Внимание! Ткань для полотна нужно подбирать максимально качественную, например, хлопок. Этот материал достаточно прочный и абсолютно натуральный. Использовать для создания изделия лучше ткани разных тонов – холодных и теплых оттенков.

  • примерно 1 метр однотонной яркой ткани на днище и дуги;
  • 8 лоскутов ткани в горошек, цветочек, полоску, клеточку или в другой любой рисунок;
  • хлопковая тесьма, атласные ленты или полоски ткани (на выбор);
  • гимнастический пластиковый обруч, диаметр дуги которого будет равен приблизительно 65 см;
  • бумажная выкройка в форме квадрата со сторонами длиной 45см;

Внимание! Стороны квадратной бумажной выкройки будут меняться в зависимости от диаметра выбранного обруча. Если дуга будет длиннее, соответственно размер изделия получиться больше.

  • ножницы, иголка, нитки, канцелярский нож, булавки;
  • синтепон: 2 метра на дуги и 1 метр на основание полотна.

Шаг второй. Выкройка материала.

Раскроить первую основу – дно полотна.

На выбранную ткань накладывается бумажный квадрат, который аккуратно обводится мелком или мыльцем. По сторонам нужно оставлять отступы примерно 1,5 – 2 см, это так называемые зазоры для шва. Далее, выкройку следует вырезать.

Необходимо бумажный квадрат сложить 4 раза по диагонали так, чтобы получился треугольник. Далее он поочередно накладывается на 8 лоскутов ткани, затем обводится и вырезается. Важно не забывать про оставление расстояния для прострочки материала. В результате получится 8 тканевых треугольников. Именно из них будет состоять верхняя часть коврика.

Каждые два треугольника складываются большими сторонами друг к другу и сшиваются. Итогом таких действий окажутся 4 квадрата, которые также необходимо прострочить между собой таким образом, чтобы в конце получился один большой квадрат. Сшивать весь материал следует так, чтобы все швы оставались внутри.

Теперь нужно будет поработать с синтепоном. Из него следует выкроить два квадрата со сторонами 50 см.

Результатом данного этапа работы будут готовые верх, мягкая основа и низ изделия.

Шаг третий. Изготовление дуг.

Выбранный обруч делится на две равные части при помощи канцелярского ножа. Получаются дуги, которые тоже должны быть мягкими. Для этого, кусочки синтепона необходимо прикрепить к каждой половине обруча, плотно прижимая и обматывая их нитками с периодичностью 2 – 3 см. Далее, такие своеобразные арки следует закрыть тканью и обшить. Однако, в середину одной из дуг нужно будет вставить две полоски тесьмы, ленты или ткани, которые будут завязываться наверху и держать конструкцию.

Внимание! Использование булавок значительно облегчит работу с частями обруча, так как они будут фиксировать ткань и не дадут ей сползать.

Шаг четвертый. Создание «кармашков» для дуг.

Для того чтобы дуги прочно крепились к основанию коврика, необходимо изготовить четыре «кармашка» из кусочков материала. Нужно сшить своего рода трубочки, ширина которых должна быть чуть больше диаметра дуги, обмотанной синтепоном и тканью, а длина – примерно 10 – 12см. Дуга должна свободно входить в кармашек, но не болтаться.

Шаг пятый. Завершение работы.

Необходимо сначала вшить кармашки по углам полотна. Затем нужно прострочить низ и верх изделия наизнанку, лицевыми сторонами внутрь (как наволочку), оставив небольшой проем, через который внутрь поместится синтепон. Основа коврика готова.

Далее следует установить дуги. Они должны быть вставлены в кармашки, размещаясь по диагонали изделия, перекрещиваться между собой и соединяться наверху вшитой лентой или тесьмой. Для того, чтобы дуги не выскакивали, нужно крепко обмотать кармашки с дугами с помощью материала.

Развивающий коврик для новорожденных готов. Осталось только при помощи атласных ленточек или хлопковой тесьмы подвесить на дуги игрушки, прорезыватели для десен или погремушки.

Процесс создания следующего коврика представлен в двух частях. Обязательно посмотрите - увидите много интересных идей.

Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать с нуля развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик “Подводный мир”

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.

Шить развивающий коврик своими руками может быть очень приятным и увлекательным занятием для мамы во время беременности или в первые месяцы после рождения малыша.

Конечно, коврик можно просто купить, но сделав его своими руками, вы не только экономите, но и вкладываете душу в развитие вашего малыша.

Он может быть совсем простеньким, но содержащим разные элементы для познания окружающего мира, или вы приложите к его созданию очень много сил и фантазии – всё зависит от вашего желания.

В этой статье мы собрали основные принципы создания элементов развивающего коврика и идеи применения подручных средств для развития ребенка.

Как правило, такой коврик используется для малышей с 1-2 месяцев. Ребенка выкладывают туда на спинку (если коврик с дугами) или на животик. Главное требование к коврику – он должен быть теплым и уютным и иметь множество разнофактурных элементов, которые кроха может потрогать, попинать, поймать, понажимать, отправить в рот.

Тканый материал и элементы должны быть разнообразными на ощупь – гладкими, шероховатыми, меховыми, ворсистыми, холодными, с пупырышками и т.д.

Общая идея и материалы

Для начала придумайте общую идею цветовую гамму, настроение. Будет ли на коврике изображена целая история, или представлены различные явления (стихии, времена года), или он будет просто сшит из квадратов или треугольников разных тканей. Нарисуйте эскиз.

Цвета не должны быть очень кричащими, но и не слишком бледными. Маленький ребенок хорошо различает лишь контрастные цвета, поэтому сшить весь коврик в разных оттенках розового – это плохая идея. А ткани и разные элементы не должны представлять опасности для малыша.

Подумайте, что у вас имеется – обрезки тканей, пуговицы, ленточки, бахрома, тесьма, молнии, липучки, аппликации, изображения животных на ткани, что-то вместо дуги. Всё может стать элементами развивающего коврика, главное это надежно пришить.

И не забывайте, что коврик надо будет стирать, поэтому ткани и все элементы должны выдерживать стирку, либо крепиться таким образом, чтобы перед стиркой их можно было снять.

Чтобы сшить развивающий коврик своими руками за основу предлагаем взять старое одеяло или синтепон, чтобы ребеночку было тепло и мягенько. Одеяло может быть квадратным 1х1 м или 1,5х1,5 м, или любой другой формы и размера.

Одеяло вы обошьете основным материалом с уже нашитыми элементами в виде какого-то рисунка, или сшейте внешнюю поверхность коврика в технике лоскутного шитья из кусочков тканей разнообразной фактуры и цвета.

Дуги для развивающего коврика можно сделать из обруча, который режется длиной в зависимости от размера коврика. Как прикрепить их, наглядно показано в видео в конце статьи. Дуги обшиваются тканью, затем на них можно повесить игрушки – магазинные или самодельные (например, ).

Есть и другой вариант, чем заменить дуги для коврика:

Тематика оформления и элементы развивающего коврика

Оформление коврика может быть посвящено теме животных, цветов, фруктов, сказок. Это может какой-то сюжет или городок с домиками, машинами, рекой и деревьями. Попробуйте разделить игровую поверхность коврика на сектора, посвященные временам года, времени суток или стихиям – воде, земле, воздуху и т.д.

Если вы просто сошьете коврик из разных тканей, то возьмите самые разные цвета и фактуры, принты в горошек и полосочку. Подаются и ткани с рисунками, вы можете подобрать подходящий сюжет и сшить всё из одной ткани, главное чтоб она хорошо стиралась.

В некоторые игровые элементы вшейте шуршащий полиэтилен или конфетные фантики. Используйте атлас, тюль, искусственный мех для развития сенсорики малыша.

Некоторые элементы пусть будут выпуклыми и мягкими, набейте их синтепоном или холлофайбером. Пришейте накрепко разные пуговицы, можно сложить узор из них, использовать пуговицы различной формы.

Дождик или лучи солнца можно изобразить с помощью бахромы, нашить разноцветные ленточки в виде радуги. Где-то можно вшить шнуровку и молнию, чтобы ребенок тренировал свою мелкую моторику и научился ими пользоваться, когда подрастет.

Какие-то элементы коврика пусть крепятся на липучках – например, так могут открываться и закрываться двери в домике. Спрячьте какие-то сюрпризы в кармашках, малышу будет интересно, как они прячутся и находятся вновь. В карманчик вшейте какие-то игрушечки на резинках.

Придумайте звуковые эффекты . Кроме шуршащих фантиков, вшитых в элементы коврика, на дуги можно повесить колокольчик или музыкальные игрушки. Из старых игрушек попробуйте вынуть музыкальный блок и вшить его в коврик.

А теперь видео, которое наглядно покажет, как с технической точки зрения исполнить сам развивающий коврик с дугами своими руками, как изготовить и прикрепить игрушки: