Цвета богослужебных облачений таблица. Цветовые символы христианства

Почему флористам и другим специалистам, которые служат похоронному делу, важно понимать и умело применять в жизни глубокий смысл каждого цвета? Потому что цвет имеет сакральный, то есть священный, божественный, неприкосновенный смысл, соответствующий каждому христианскому празднику. Нарушение христианского правила неизбежно приведет к конфликту между сакральными смыслами цвета и праздника, нарушит душевный мир человека, и, в конечном счете, отвратит христианскую душу от неуклюжего, невежественного похоронщинка. Поэтому грамотный, просвещенный подход к составлению похоронных венков и другой атрибутики, связанной с погребением - важнейший аспект в работе людей, зарабатывающих на жизнь в похоронной сфере.
Не секрет, служителям Церкви открыт сакральный смысл цветовой радуги. По просьбе редакции отец Дометиан делится с читателями журнала знаниями в этой области. В конце материала мы публикуем таблицу цветов церковных праздников, которая, надеемся, поможет флористам похоронной сферы успешно вести дело.

Задолго до христианства человек наделял различные цвета, наблюдаемые в природе, определенными свойствами, которые, по его мнению, влияли на судьбу, на обстоятельства жизни и смерти. Например, цвет дня (белый) и цвет ночи (черный) символизировали силы добра и зла. Цвет крови (красный) чаще всего подразумевал животворящие силы. Православие вкладывает в каждый цвет смысл, продиктованный Священным Писанием. Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым присвоены различные цвета одеяний, объединены в шесть основных групп. В радуге красок есть три самостоятельных цвета: красный, желтый и голубой (синий), от которых образуются остальные четыре цвета (зеленый, фиолетовый, оранжевый, синий). Соответственно красный цвет может олицетворять Бога Отца, золотой или желтый - Бога Сына, а голубой или синий - Бога Духа Святого.

ЗОЛОТОЙ ЖЕЛТЫЙ
ПЕРВАЯ ГРУППА праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей имеет золотой или желтый цвет облачений по преимуществу. Золото есть символ Божественного света и имеет особое значение царственности, славы и достоинства. Это объединяет золото с белым цветом. Желтый цвет является чаще заменой золота, но сам по себе не может заменить белого цвета, ибо он только замена золотого. Воскресные дни, памяти апостолов, пророков, святителей отмечаются также в ризах золотого (желтого) цветов, так как это связано с представлением о Христе как о Предвечном Архиерее и о тех его служителях, которые в Церкви знаменовали собой Его присутствие и имели полноту Благодати высшей степени священства.

ГОЛУБОЙ, БЕЛЫЙ
ВТОРАЯ ГРУППА праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, всех Бесплотных сил, дев и девственников имеют голубой и белый цвет облачения. Ипостаси Духа Святого соответствует голубой цвет неба и Благодати, которой от рождения была облечена Пресвятая Дева. Ее духоносность, как небесная чистота и непорочность, знаменуется голубым цветом, цветом высочайшей Божественности, что соответствует Духу Святому (Царю Небесному).

ФИОЛЕТОВЫЙ, ТЕМНО-КРАСНЫЙ
ТРЕТЬЯ ГРУППА праздников и дней памяти о Кресте Господнем имеет в облачении священства фиолетовый и темно-красный цвета. Матерь Божия изображается на иконах в темно-красном, вишневом или пурпурном покрывале, надетом поверх голубых или зеленых риз потому, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. А Божия Матерь и есть Царица Земли и Неба. Фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец спектра радуги, а Крестная смерть Спасителя явилась завершением всех дел спасения человека в земном естестве. Фиолетовый цвет есть цвет глубочайшей духовности. Аметисты, особенно насыщенных мощных оттенков, всегда любовно употреблялись в украшении икон и облачений, что связано с их фиолетовым цветом.

КРАСНЫЙ
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА праздников и дней памяти имеет в облачении священства красный цвет. Бог есть Любовь, а также Огонь, неоднократно проявлявшийся именно как пламень. Сказанное позволяет отнести красный цвет по преимуществу к мученичеству, в знак того, что кровь, пролитая святыми за веру во Христа, явилась ярким свидетельством их пламенной любви ко Господу. Красный цвет в Церковной символике является символом безграничной взаимной любви Бога и человека. Красные пасхальные облачения также напоминают нам именно об Искупительном подвиге Спасителя.

ЗЕЛЕНЫЙ
ПЯТАЯ ГРУППА праздников и дней памяти преподобных, подвижников и юродивых по преимуществу использует в облачениях зеленый цвет. Этим цветом отмечены празднования дня Троицы, Вход Господень в Иерусалим и день Святого Духа. Зеленый цвет образуется из сочетания голубого цвета, (указывающего на Бога Духа) и желтого, (указывающего на Бога сына). Это точно соответствует по смыслу тому, что Господь исполнил Свое обетование - все, имеющее жизнь, творится по воле Отца, через Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Церковном Писании, и в Церковном сознании. Так что обыкновенная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринимается религиозным чувством как символ жизни, весны, обновления, оживотворения. И на день Святой Троицы мы видим в храмах много зелени. Зеленый цвет облачений в дни памяти подвижников означает, что из их подвигов, как из земли, произрастают живительные райские ростки всех добродетелей.

ТЕМНЫЕ
ШЕСТАЯ ГРУППА цветов облачений священства темно-синие, темно-зеленые, темно-красные, фиолетовые, черные отмечают собою период постов. Черный употребляется только во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений - черный; в воскресные и праздничные дни цвета темные с золотой или цветной отделкой.

БЕЛЫЙ
БЕЛЫЙ ЦВЕТ (Рождество) в церковной символике не просто один из многих других цветов, но он есть символ Божественного, нетварного света, в том числе и Фаворского, виденного учениками Христа при его славном Преображении. Белый цвет или свет переливается всеми цветами радуги и как бы содержит их в себе, при этом не теряет своей сверкающей белизны. В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, они были только повседневными. В 1730 году в России впервые было официально предложено петербургскому духовенству облачиться по возможности в черные ризы для участия в похоронах Петра II. Именно с тех пор черные облачения вошли в обиход как символ смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства для служб Великого поста. Заупокойные службы, панихиды, отпевание усопших служатся в белых священнических облачениях.

Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой символики от «христианского» заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают, на то, что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с Богом представляет собой заблуждение и даже грех.

Только белый цвет остается незыблемым символом святости и духовности. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов. В белых одеждах изображаются ангелы, святые, воскресший Христос. Белые одежды надевали новообращённые христиане.

Также белый цвет – это цвет крещения, причастия, праздников Рождества Христова, Пасхи, Вознесения. В православной церкви белый используется во всех богослужениях от Пасхи до дня Троицы.

Святой Дух изображается в виде белого голубя. Белая лилия символизирует чистоту, она сопровождает изображения Девы Марии.

Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений.

В раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение жёлтого , как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д.

Но позднее, жёлтый приобретает негативный смысл. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, предательства, лживости, ревности. В церковном искусстве Каина и предателя Иуду Искариота часто изображали с жёлтыми бородами.

Золотой цвет используется в христианской живописи как выражение божественного откровения. Золотое сияние воплощает вечный божественный свет. Многими золотой цвет воспринимается как сошедший с небес звёздный свет.

Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, — и его любовь к людям. Это цвет огня веры, мученичества и страстей Господних, а также царственного торжества справедливости и победы над злом.


Красный – цвет богослужений в праздник Святого Духа, Вербного Воскресения, во время Страстной недели, в дни памяти мучеников, которые пролили кровь за свою веру.

Красная роза указывает на пролитую кровь и раны Христа, на чашу, принимающую «святую кровь». Поэтому она символизирует в данном контексте возрождение.

Красным отмечали в календаре радостные события, посвящённые Христу, Богоматери и святым. Из церковного календаря к нам пришла традиция выделять красным цветом праздничные даты.

Пасха Христова в храмах начинается в белых облачениях в знак Божественного света. Но уже Пасхальная Литургия (в некоторых храмах принято менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета) и вся седмица служатся в красных ризах. Нередко красные одежды используются до Троицы.

Синий – это цвет небес, истины, смирения, бессмертия, целомудрия, благочестия, крещения, гармонии. Он выражал идею самопожертвования и кротости.

Синий цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром. Как цвет воздуха синий цвет выражает готовность человека принять для себя присутствие и силу Бога, синий стал цветом веры, цветом верности, цветом стремления к чему-то таинственному и чудесному.

Синий цвет – это цвет Девы Марии, её принято изображать в синем плаще. Мария в этом значении — Царица Небесная, покрывающая этим плащом, защищающая и спасающая верующих (Покровский собор). В росписях храмов, посвящённых Богоматери, преобладает цвет небесной синевы.

Тёмно-синий характерен для изображения одежд херувимов, которые постоянно пребывают в благоговейных размышлениях.

Зелёный цвет являлся больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Это цвет Креста Христова, Грааля (по преданию, выточенного из целого изумруда). Зелёный отождествляется с великой Троицей. В этот праздник, по традиции, храмы и квартиры принято украшать букетами из зелёных веточек.

Вместе с этим, зелёный имел и негативные значения — коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зелёного цвета).

Отношение к чёрному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха, дьявола и ада, а также — смерти. В значениях чёрного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект «ритуальной смерти», смерти для мира. Поэтому чёрный стал цветом монашества.

Чёрный ворон у христиан означал беду.

Но чёрный имеет не только такое трагическое значение. В иконописи в некоторых сюжетах он означает божественную тайну. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.

Фиолетовый – загадочный цвет в христианском искусстве. Он образуется смешением красного и синего (голубого). Таким образом, фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Он символизирует сокровенные знания, тишину, духовность. В раннем христианстве фиолетовый символизировал печаль, привязанность.

Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей.

В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви.

Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.

Коричневый – цвет земли, грусти. Он символизирует смирение, отказ от мирской жизни. Серый цвет (смешение белого и чёрного, добра и зла) – цвет пепла, пустоты.

После античной эпохи во времена средневековья в Европе цвет снова вернул себе позиции, прежде всего, как символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.

Ирина Базан

Использованная литература:

  1. Б.А. Базыма «Цвет и психика».
  2. Е.Е. Голубинский «История Русской Церкви».
  3. О.В. Вовк «Энциклопедия знаков и символов».
  4. Я.Л. Обухов «Символика цвета» (интернет).
  5. А. Каменский «Цвета и их значение в Православной Церкви» (интернет: kamensky.ru)

Ольга Платонова

Художник, иконописец, преподаватель. Родилась в Ленинграде, обучалась в рисовальных классах при Академии художеств им. Репина. С 1993 г. живет во Франции, издает и редактирует журнал «Стетоскоп». Как художник состоит в группе энтузиастов-нонконформистов. Организовала иконописную мастерскую во Введенской церкви при РСХД (Русском Студенческом Христианском Движении), изучает богословие в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже.

По словам Псевдо-Дионисия Ареопагита, «вещи явленные суть воистину иконы вещей незримых». Эта формулировка, по мнению С. Аверинцева, легла в основу византийского понимания иконы как изображения, хотя и существенно отличающегося от первообраза, однако несущего в себе реальное присутствие этого первообраза. Именно поэтому громадное значение придается символическому ряду в иконе и, в частности, символике цвета.

Каждый обращал внимание, что иконы часто пишутся на золотом фоне. Золотой или сияющий желтый цвет в иконографии - образ Божиего присутствия, нетварного Фаворского света, вечности и благодати. Золотом пишутся нимбы святых, золотыми штрихами (ассистом) прописываются одежды Спасителя, Евангелие, подножия Спасителя и ангелов.

Белый цвет символизирует невинность, чистоту, святость, сияние Божественной славы. В белых одеждах изображаются воскресший Христос, ангелы, праведники.

Красный цвет, как пишет священник Павел Флоренский, обозначает мысль Бога о мире, синий – стремление мира к Богу, зеленый – цвет гармонии Божественного бытия, предвечный покой. Красный цвет символизирует жертву Христа, красным пишется София Премудрость Божия, красное одеяние Богородицы говорит нам о предначертанности Ее удела. Синий цвет, означающий чистоту и целомудрие, также является атрибутом Богородицы, символом Ее приснодевства. Пурпурный – знак царского достоинства, фиолетовый передает особенность служения святого угодника, багряный – величие, черный – пустоту, отсутствие благодати, смерть, но также и отречение от мирской суеты, смирение и покаяние.

Не следует, однако, воспринимать вышесказанное как некий окончательно заданный словарь символических знаков. Речь идет об общих тенденциях употребления цветовой гаммы, и значение имеют скорее сочетания цветов, чем отдельно взятый цветовой элемент.

Здесь хотелось бы обратить внимание на принципиальное отличие византийской иконописи от религиозной живописи. Иконописец, в отличие от живописца, не стремится к пробуждению чувственности. При всем богатстве внутреннего мира икона аскетична, лишена внешней экспрессии, поскольку принадлежит вечности. Насыщенная эмоциями и страстями западноевропейская живопись находится в плену у временного, земного мира; пытаясь передать трансцендентное посредством образов чувственного мира, она оказывается в ловушке тленного и преходящего, в то время как икона, воздействующая не на эмоциональную сферу, а на область внутреннего религиозного чувства, иначе говоря, постигаемая умом и интуицией, дает нам возможность непосредственно созерцать Божественную славу.

Символическое значение цветов присутствует также и в одеждах церковнослужителей, священников и диаконов. Согласно православной традиции, изложенной, в частности, в «Настольной книге священнослужителя», цвет облачения зависит от периода годичного круга богослужений и от празднуемого Церковью события. Например, в воскресные дни, а также в дни памяти пророков, апостолов, святителей цвет одежды священника золотистый или желтый; в Богородичные праздники (Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение Пресвятой Богородицы во храм, Успение), а также в период Успенского поста полагается одеяние голубого цвета, в период постов цвет облачений темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный (облачение черного цвета употребляется преимущественно в дни Великого поста). В дни памяти мучеников, в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи и во время совершения таинства Венчания священник надевает красные одежды. Службы в дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, а также в день Святой Троицы, в день Святого Духа, в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим) совершаются в одеждах зеленого цвета. Рождество, Богоявление, Сретение, Вознесение, Преображение празднуются в белых облачениях.

Главный православный праздник – Пасха - начинается в светлых одеждах, пасхальная же литургия и все богослужения Светлой недели служатся в красных ризах, символизирующих любовь Бога к человеческому роду. В некоторых храмах существует обычай менять облачения на пасхальной утрене, так что на каждой из восьми песней канона священник предстает в одеждах другого цвета.

Как мы видим, в одеждах священнослужителей используются все цвета радуги (не считая черного и белого цветов), и в этом, разумеется, усматривается символическое значение: радуга была представлена Богом Ною после потопа в ознаменование того, что Всемирный потоп больше не повторится, как знак любви Божией к тварному миру, как знамение вечного завета между Богом и мирозданием, «всякою душою живою, которая на земле». Радуга символизирует связь между Ветхим и Новым заветами, между жизнью временной и вечной. В четвертой главе Апокалипсиса мы читаем о радуге, сияющей вокруг престола Вседержителя; в десятой апостол Иоанн Богослов видит ангела, «сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга». Несомненно, радуга – образ сияния славы Божией.

Думается, если бы люди, наблюдая это удивительное явление природы, не упускали из виду его символическое значение, жизнь могла бы сдвинуться к лучшему...

Библиография

Настольная книга священнослужителя. – М., 1983.

Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. Изд. «Сатис», 1997.

Инок Григорий Круг. Мысли об иконе. – Париж, 1978.

Успенский Л.А. Символика храма // Журнал Московской патриархии. – 1958, №1.

Свящ. П.А.Флоренский. Иконостас // Богословские труды. – №9. – М., 1972.